Лента новостей
Загрузка...

Виртуальный подарок реальному Ташкенту

kp-00003-23122014Визит Путина в столицу Узбекистана неожиданно получил довольно оживленное обсуждение в российских СМИ. Говорим «неожиданно» по той простой причине, что после «приватизации» Россией Крыма Узбекистан не стал восторгаться этой хулиганской акцией, и вызвал великодержавный гнев всей московской пишущей братии. И вдруг такое внимание. Оказалось, что вызван этот всплеск активности опасениями в альтруизме Путина.


«Путин простил Каримову всё» экзальтированно восклицала в газете «Московский комсомолец» Елена Егорова. На сайте газеты решили даже усилить пропагандистский эффект и выстрелили другим заголовком: «Путин привез в Узбекистан подарок на $ 865 млн.» Естественно, в условиях войны санкций со США и ЕС электорат не воспринял радостно этот жест «пальцы веером». Мол, самим скоро будет нечем зарплаты и пенсии платить, а этот Путин разбрасывается казенными деньгами.


Попросим российских обывателей не волноваться. На самом деле нет никаких 865 миллионов долларов, которые якобы Путин подарил Ташкенту. На самом деле он списал виртуальные долги российских кампаний, которые возникли в первые годы после развала СССР по причине того, что именно эти самые кампании щедро раздавали «технические кредиты» филиалам в Узбекистане для покупки своей продукции, стремясь скорее обанкротить.


Вот что писал по этому поводу еще в 2010 году грузинский сайт «Грузия Онлайн», в материале от 26 июня: «Одним из таких «гениальных ходов» будущих российских олигархов стали так называемые «технические кредиты». Как известно, на момент распада союзного государства 70 процентов народного хозяйства Узбекистана составляли предприятия союзного и союзно-республиканского подчинения, деятельность которых реально не контролировалась на местном уровне, а управлялась из многочисленных «главков» и «объединений», расположенных в Москве. Местные подразделения этих объединений союзного значения, в силу насаждавшегося на протяжении всего советского периода разделения труда, полностью зависели от Центра как в вопросах сбыта произведенной продукции и добытого сырья, так и закупках всего необходимого для поддержания своей деятельности.


Руководители этих хозяйственных объединений быстро смекнули, что в условиях тотального дефицита и разгула «дикого рынка» доступ к любому виду ресурса сулит баснословные прибыли, о которых никакой кооператор и помыслить не мог. Тут же вокруг них стали быстро размножаться всякого рода посреднические структуры, обычно принадлежащие родственникам и друзьям первых лиц предприятий. Единственным видом деятельности этих посреднических структур стала распродажа с многократными накрутками всего, что оставалось на складах предприятий, в хозяев которых они неожиданно превратились.


Причем, чем больше продавали, тем быстрее сокращались запасы, росли цены и накрутки. Если раньше поставки из центра компенсировались встречными поставками из республик, теперь, когда в центре производство перестало особо кого-либо волновать, равно как и поставки сырья и комплектующих из своих подразделений в бывших союзных республиках, последним приходилось получать сущие копейки за свои поставки, оплачивая поставки из России по многократно накрученным ценам. Естественно, между предприятиями в России и их подразделениями в странах СНЕ возникла разница в расчетах, которую кто-то придумал оформлять в виде «технических кредитов».


Поэтому российские власти были шокированы тем, что парламент Узбекистана отказался признавать в качестве государственного долга долги российских предприятий, тогда находившихся в Узбекистане. Однако какого рожна узбекский парламент должен был признавать российские долги? Ну, окучивали российские дельцы почти всю Среднюю Азию, но узбеки вышли не лаптем деланными. Что поделать?


Чиновники в Минфине России все эти годы методично плюсовали к этим мифическим долгам проценты, в итоге и образовалась эта внушительная сумма, ставшая тормозом на пути торговых взаимоотношений. Поэтому в условиях санкций Евросоюза было принято решение этот тормоз убрать, но обставить это как великую милость и одолжение. Так что не грустите, и не печальте бровей: никаких чисто российских миллионов Путин никому и не думал отдавать.


После принятия так называемых «асимметричных мер» от Путина, когда он решил установить запрет на поставки продовольствия из ЕС, возник естественный дефицит всего, в том числе и фруктов, прочей плодоовощной продукции. Вообще, этот глупый жест по-простонародному можно назвать: «назло маме отморожу уши». То есть, назло Европе перестану кушать.


И в Москве откровенно изумились тому, что предприимчивые узбеки не бросились заполнять освободившуюся от ЕС торговую нишу. При этом они не желали понять одного: резкое выделение с внутренних рынков того или иного вида продовольствия вызовет в самом Узбекистане достаточно заметный рост цен.


Зато там поняли другое: надуманный и растущий год от года этот «виртуальный» долг отнюдь не может способствовать налаживанию торговых контактов между странами. Поэтому и решились на списание во время визита Путина, обставив как великую милость России. И на том, как говорится, спасибо. Ведь худой мир всегда лучше доброй ссоры.


Еоспожа Егорова судит чисто по-женски: «Этот широкий жест позволит открыть новую страницу в российско-узбекских отношениях, однако склонить Ислама Каримова к участию в Евразийском экономическом союзе пока не удалось. Узбекский лидер открыто приревновал Россию к ЕАЭС и попросил Владимира Путина не терять интереса к СНГ». Пора бы понять москвичке, что это женщину легкого поведения можно склонить к получению немногих удовольствий от ее сомнительных услуг за деньги, но никак не главу ведущего государства Средней Азии.


И потом, узбекский лидер не приревновал Россию к ЕАЭС, он только попросил его не смешивать работу по ЕАЭС с контактами в рамках СНГ, чтобы СНГ от этого не страдало. Вот и все. Как говорится, котлеты отдельно, а мухи – отдельно.


Пассаж автора по поводу того, что российский министр энергетики Александр Новак якобы должен был заступаться за Киргизию, которой узбеки перекрыли газ, требует комментария. Автор проливает «крокодиловы слезы» по поводу замерзающих зимой жителей южных районов Киргизии, но умалчивает о причинах отказа в подаче газа. И вообще, какие отношение министр энергетики России имеет к узбекскому газу? Вы там берега часом не попутали? Кстати, все газотранспортную систему Киргизии выкупил «Газпром», так это уже проблемы россиян.


В газете «Коммерсант» Андрей Колесников отчитался по поездке в Ташкент статьей «С чувством вычеркнутого долга». Автор выдает свою версию причин того, что Путин решился списать долги Узбекистану. Она не лишена оригинальности: «Все остальные деньги будут списаны: в конце концов, что, как не это, демонстрирует уверенность правительства и президента России в завтрашнем дне (и даже, может, то, что Россия простит одни доллары, хоть на какое-то время приостановит этот изматывающий душу рост других)».


Так вот она где собака зарыта! Гениально! Если это остановит рост доллара, то пусть Россия всем своим должникам спишет долги, попросив при этом их тоже простить 678 435 миллионов внешнего долга, имевшегося на 1 октября сего года.


Забавно, что даже в Ташкенте российские журналисты продолжают теребить своих министров. Например, Колесников пытался узнать, почему цены на нефть падают, а цены на бензин в России растут. Президент Путин тоже искренне недоумевал по этому поводу. Президент нефтяной компании ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов считает, что недоумевал глава России только на камеру, а так в России самый дешевый в мире бензин.


В газете «Взгляд» Екатерина Нерозникова вторит своим коллегам по журналистскому цеху своим заголовком «Путин простил Каримову старые долги». Однако она не согласна с версией Колесникова о том, что списание долгов приостановит рост доллара и падение рубля. И даже приводит для вящей убедительности мнение главного редактора журнала «Проблемы национальной стратегии», эксперт Российского института стратегических исследований Аждара Куртова: «Узбекистан – страна упертая и уверенная в своей правоте, тем более перед ней был пример поведения России в отношении других стран-должников. Мы прощали куда большие суммы: Афганистану – более 11 млрд. долларов, столько же списали Монголии, 4,7 млрд. простили Алжиру, 12 млрд. – Ираку, то есть тем режимам, которые в свое время получали вспомоществование от СССР».


Как видите, всегда приятнее прощать чужие долги. Говорят же, что приятно делать добрые дела, особенно тогда, когда это тебе ничего не стоит.


Оставим на совести автора и его эксперта рассуждения о виртуальном долге Узбекистана перед Россией. Однако непонятно, каким боком визит Путина может иметь отношение к предстоящим парламентским выборам в Узбекистане. Однако и это «лыко в строку» пытается вплести господин Куртов: ««Поэтому визит Путина и прошел в это время. Нужно было продемонстрировать, что есть поддержка такой страны, как Россия. Нужно было показать своему населению, какой Узбекистан хороший, как он умеет ладить со всеми и как он умудрился обвести такую великую страну, как Россия, вокруг пальца».


Возможно, господин Куртов имел в виду «безбородого обманщика», прославленного героя казахских народных сказок Алдара Косе. Однако на каком основании традиции соседнего народа приписаны узбекам?


В принципе, даже это стремление изобразить из себя простаков не так уж неожиданно для россиян. Однако другие угрозы, прозвучавшие под занавес комментария Куртова, говорят о недобрых намерениях отдельных сил в России: «Рождаемость растет, а рабочих мест государство создать не может. Отсюда рост недовольства, который пока что сдерживается полицейскими методами, – напоминает эксперт. – Угрозы для Узбекистана как были, так и есть. Это угроза исламизации, угроза, исходящая из Афганистана, а также другие угрозы регионального характера, например, споры из-за водных ресурсов с Киргизией и Таджикистаном».


Забавно читать, как эксперт пугает практически мусульманскую страну угрозой исламизации, а реплики про угрозы из Афганистана давно стали общим местом всей российской аналитики. Намек на угрозы споров между странами за водные ресурсы косвенно подтверждает, что весенние вылазки на границах Киргизии и Таджикистана были организованы извне.


И только материал Киры Латухиной из «Российской газеты» под символичным названием «Тысяча и одна нить» оставляет надежду на то, что здравые силы в Москве возьмут верх. Автор приводит слова президента Ислама Каримова: «Узбекистан всегда был открыт и сегодня открыт для России. Мы всегда гордились тем, что тысячами связей, тысячами нитей связаны наши народы. И если кто-то хочет или ставит перед собой цель игнорировать эту общность, мне кажется, это бесполезное занятие». Пора бы взять на заметку мудрый совет аксакала, и оставить пустую суету.


Алишер Файзиев


Из почтового адреса редакции


Источник –  Союз независимых журналистов



Виртуальный подарок реальному Ташкенту

0 коммент.:

Отправить комментарий