Лента новостей
Загрузка...

Ташкентские головоломки для экспертов

ru-00002-25122014Десятого декабря президент России Владимир Путин побывал с официальным визитом в Ташкенте, откуда вечером того же дня вылетел в Дели, на встречу с премьеров Нарендрой Моди. Однодневный визит российского лидера был неожиданно широко освещен в СМИ России. Но при этом покоробило то, что обозреватели наперебой старались выдать за великую прмощь Узбекистану приезд собственного президента.


В «Независимой газете» вышел материал Виктории Панфиловой под интригующим названием «Ташкент присматривается к Евразийскому экономическому союзу». По мысли автора, поездка Путина в Ташкент была направлена на то, чтобы намекнуть Киеву: Узбекистан может занять место, предназначенное для Украины в интеграционном объединении.


Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев мягко предостерегает Викторию от излишнего оптимизма в этом вопросе: «Думаю, что проявлять интерес и стремиться хотя бы в перспективе к вступлению – это все-таки не одно и то же. ЕАЭС пока существует скорее в проектном, хотя и юридически оформленном виде. Проект для любой страны региона – безусловно, интересный, но в случае его успешности. Пока же он во многом проблемный. Поэтому, я думаю, в Ташкенте внимательно будут наблюдать за становлением союза, оценивать успехи и неудачи и примерять их на себя». Недавние трения между Россией и Беларусью, результатом которых стал демонстративный возврат на границы таможенников с белорусской стороны, вряд ли способствует оптимизму.


Поэтому практичные эксперты рассуждают прозаичнее и приземлено. Так, по мнению заместителя гендиректора Информационно-аналитического центра МГУ Андрея Петрова, визит в Ташкент станет продолжением работы по газовому направлению, взятому в Анкаре. Собственно говоря, прогноз этот полностью оправдался: российская компания ЛУКОЙЛ, которая на протяжении 10 лет осваивает группу газоконденсатных месторождений “Кандым- Хаузак-Шады-Кунград”, и ее инвестиции за это время превысили 3 млрд. долл.”, заключила новый договор и вложит до 2039 года в проекты в Узбекистане около 5 млрд. долларов.


Не предаются широкой огласке договоренности в сфере военного, в частности военно-технического сотрудничества, хотя Россия была бы не прочь заработать на обновлении вооружений в армии Узбекистана. Возможно, в этом направлении и есть подвижки.


Не оправдались ожидания экспертов, касающиеся заключения новых соглашений в атомной энергетике. «Росатом» нацелился на постройку АЭС в пустынных районах Навои, однако поддержки пока не встретил. Автор также предполагала затрагивание темы постройки второй очереди Камбаратинской ГЭС в Кыргызстане, однако эта тема не обсуждалась.


Зато широко обсуждалась тема безопасности в Афганистане в свете вывода оттуда группировки войск НАТО. Стороны договорились вести совместный мониторинг развития ситуации. Что тоже неплохо в данной обстановке.


В Интернете, на сайте «Лента. Ру» вышел материал Михаила Пака под названием «Ташкентский гамбит». Конечно, он больше напоминает подобие компиляции публикации «Турецкий гамбит» о визите Путина в Анкару. Ну, куда деваться, надо же в период санкций и прочего давления со стороны ЕС и США преподнести любую поездку главы России как политический прорыв.


Михаил допустил небольшую ошибку, написав о том, что выборы в парламент Узбекистана пройдут 25 декабря, хотя на самом деле намечены они на 21 декабря. Это не столь важно, поскольку верно подмечен другой важный момент: республика находится как раз на стыке перехода от одной (президентской) к другой (парламентско- президентской) модели правления – сокращаются сроки президентских полномочий, но усиливается роль партий.


Однако, чем может помочь Путин Узбекистану в этом плане? Если в стране поменяется модель правления, то какой смысл в этих манипуляциях внешних сил? Вот и сам Пак пишет: «Ряд традиционно не раскрывающих своих имен узбекских политологов, близких к центрам принятия решений в республике, и вовсе считают, что в марте 2015 года в Узбекистане может быть поставлен вопрос о транзите власти. А уже это, вкупе с непредсказуемостью конфигурации законодательного органа власти, делает бесполезными любые стратегические договоренности между президентами».


Пак называет несколько факторов, способных повлиять на политические процессы в Узбекистане. И делает свой вывод: «Все эти факторы способны существенно повлиять на проводимую Ташкентом политику. Вряд ли имеет смысл лезть в эту среднеазиатскую политическую кашу – гораздо выгоднее сейчас слегка дистанцироваться, переключившись на общие вопросы двусторонних отношений, которых между Россией и Узбекистаном всегда множество».


Интересную точку зрения озвучил специалист сектора Средней Азии РИСИ (Российского института стратегических исследований) Иван Ипполитов: «Узбекистан как одна из важнейших опор безопасности Средней Азии в этих обстоятельствах особенно важен для России. Нет сомнений, что именно обсуждение безопасности составит существенную часть программы визита Владимира Путина в Узбекистан».


Упомянутый выше эксперт Александр Князев утверждает о том, что в ходе визита обе стороны обратили внимание на важность роли ШОС в вопросах безопасности: «В ходе визита Путина обращают на себя внимание апелляции обоих президентов к ШОС по вопросу региональной безопасности. Думаю, это означает, что прошлогоднее приостановление членства Узбекистана в ОДКБ пересмотру не подлежит, а российская сторона с этим статус-кво вполне согласна, рассматривая ОДКБ как локальный механизм, не способный влиять на ситуацию во всем регионе. ШОС с ее китайским участием – не военная организация, да и именно в военной помощи Узбекистан особо не нуждается. Речь должна идти скорее о политическом взаимодействии и о совместной работе спецслужб в формате ШОС». Это логично здесь еще и потому, что штаб-квартира Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС располагается как раз в Ташкенте.


Итак, в чистом остатке Узбекистан обещал подумать о вступлении в ЕАЭС, согласился на создание зоны свободной торговли с ЕАЭС, подписал договоры на совместную добычу энергоресурсов, расширил свои возможности в торговле с Россией.


Парламентские выборы от 21 декабря могут дать ответ на некоторые вопросы, которые мучают экспертов по Средней Азии. Однако ответа на главные вопросы о возможности транзита власти им придется подождать.


Улугбек Садуллаев


Из почтового адреса редакции


Источник –  Союз независимых журналистов



Ташкентские головоломки для экспертов

0 коммент.:

Отправить комментарий