Лента новостей
Загрузка...

Офшорный Туркменистан

Впервые сборник научных статей посвящен важности офшора для экономики, политики и международных отношений в Центральной Азии. Туркменистан – не самая легкая страна для исследователей, но в последнем выпуске издания «Central Asia Survey» неоднократно упоминается о ней и подчеркивается, что Туркменистан гораздо больше связан с глобальным миром, чем мы предполагаем.
Существует мнение, что Центральная Азия находится в стороне от глобальной мировой динамики. Регион часто изображают находящимся во власти диктатур сталинского типа, управляемым постсоветскими «динозаврами», пленником своего традиционализма, кланов, различных видов фракционности и т.д. И это неверно! Изоляция – это миф о Центральной Азии. Впрочем, как и традиционализм. «В реальности эти страны тесно связаны с важнейшими финансовыми центрами мира», говорится в последнем выпуске «Central Asia Survey» (Том 34, выпуск N 1, 2015). Любые попытки разобраться в том, что происходит в регионе, без учета данного аспекта приведут к неполной картине ситуации, лишат ее значимой составляющей части. В начале года престижное издание «Central Asia Survey» посвятило этому вопросу специальный выпуск. Выпуск, названный «Офшорная Центральная Азия», дает возможность известным специалистам по Центральной Азии «переориентировать фокус с официальных торговых потоков на более скрытый офшорный мир и сегодняшние финансовые институты», говорят Джон Хетершоу (John Heathershaw) и Александр Кули (Alexander Cooley) в вводной статье.
Это нелегкая задача, так как данных катастрофически не хватает. Офшор по сути – это закрытый мир. Но в последние годы, благодаря журналистам, западным парламентам и судам, различная информация стала достоянием общественности, а именно: примеры из газового сектора Туркменистана (благодаря работе UK Watchdog Global Witness в 2006 и 2009 г.г.), Дело Гиффена в Казахстане, контракты Азия Универсал Банка и Манас Банка по топливу для реактивных двигателей в Кыргызстане, дела Национального Банка и ТАЛКО в Таджикистане, расследование дела TeliaSonera в Узбекистане. «Функционируя далеко не в изоляции, центрально-азиатские страны, даже те из них, национальные экономические системы которых наиболее закрыты (Туркменистан и Узбекистан), встраивают свои финансовые сделки, или по крайней мере наиболее значимые свои сделки, в неформальную транснациональную сеть глобального масштаба», пишут Хетершоу и Кули.
По сути, в семи статьях, опубликованных в «специальном выпуске», нет ничего нового, но ценна сама попытка рассмотреть очень важный феномен и дать ему теоретическое обоснование. «Как может быть объяснен режим стабильности в Туркменистане без знаний об офшорных связях газовой торговли?», спрашивают, например, Хетершоу и Кули. Данный специальный выпуск пытается выйти за пределы рамок национальных динамик и фокуса внимания на внутренних и институциональных контекстах взяточничества и коррупции в государственном секторе. «Мы считаем, что коррупция в современной мировой экономике требует комплексного набора связанных сделок, процессов и отношений, которые имеют место в неформальных транснациональных сетях, стирающих грань между легальной и нелегальной деятельностью. Эти сети включают в себя транснациональные компании, элиты принимающих стран, офшорные финансовые механизмы и каналы, посредников и брокеров, а также конечные финансовые институты», говорят Александр Кули и Джейсон Шарман. Данная информация приводится в статье «Стирание грани между законным и незаконным: транснациональные коррупционные сети в Центральной Азии и за ее пределами».
Кыргызстан и Казахстан более «открытые» страны, поэтому в сборнике больше статей посвящено этим странам, чем Туркменистану и Узбекистану. Авторы используют последние расследования, на которых строят свои исследования и теории. В случае Туркменистана, например, они широко используют отчет Global Witness 2006 года: «Это газ. «Забавный» бизнес в туркмено-украинской торговле газом». В отчете, среди прочего, говорится о том, что бывший президент Ниязов,»как утверждается, накопил более $3 млрд. на счету в Deutchebank до того, как счет был заморожен после его смерти». Такое состояние не может «быть накоплено и храниться без устойчивых контактов с международными рынками, компаниями, финансовыми механизмами и надежными банками для хранения доходов», подчеркивают Кули и Шарман. Прекрасной иллюстрацией этого являются отношения частной российской компании Итера с Ашхабадом, когда она пользовалась своего рода монополией на экспорт туркменского газа в Украину.
Углеводороды являются основным сектором, в котором исследователи, публикующиеся в специальном выпуске Central Asia Survey, имели возможность попытаться проанализировать ситуацию в Туркменистане. Так, Стейси Клоссон (Stacy Closson) и Чарльз Дайнофф (Charles Dainoff) публикуют статью, посвященную офшорным газовым посредническим компаниям в Евразии, которая в основном сфокусирована на использовании Газпромом офшорной регистрации. По мнению авторов, гигантская российская газовая компания перемещает деньги через национальные границы по причинам другим, нежели прямая экономическая прибыль. Газпрому удалось создать сеть дочерних компаний с непрозрачным руководством и финансовыми механизмами. «Учитывая, что торговля газом в Евразии имеет долгую историю фиксированных контрактов, позволяющих переправлять газ через сеть трубопроводов, непонятно зачем надо было создавать посредников и почему это делалось через офшорную регистрацию» — говорят авторы.
Для них это возможность обсудить «рамки неформальных отношений элиты», или исследовать «концепцию посреднических фирм, как офшорных механизмов», а также причины, по которым лидеры Газпрома и Центральной Азии пользуются ими. Чтобы лучше понять офшор как феномен, Клоссон и Дайнофф, например, пытаются разобраться в истории Итера-Туркменистан, а также в различных сложных операциях торговли газом в Центральной Азии. Примеры, приведенные исследователями, выявляют множественные причины выбора офшора как способа решения поставленных задач: от управления торговлей между недавно получившими независимость государствами до зачистки активов, монополизации рынков и«переплетения» финансов и собственности.
Авторы также показывают, каким образом такие компании как Газпром, по требованию г-на Путина, могут быть гибкими с офшорами и посредническими компаниями, в некотором смысле, используя их в течение определенного периода, и переключаться затем на другую систему. Дело постоянно движется, меняется, следуя за различными финансовыми и экономическими кризисами, новыми законами и правилами, принятыми в ЕС и т.д. Так, Клоссон и Дайнофф отмечают, что «движение к де-ошфорингу получило поддержку в России и Казахстане после финансового кризиса 2008 года». Гибкость и приспособляемость предмета изучения — еще одна значимая причина, почему так важно его исследовать.
Режис Генте
Источник  —  chrono-tm.org

0 коммент.:

Отправить комментарий