Письма из Бишкека. Дордой лежит, товар стоит, казахи не едут
Наш автор Екатерина Иващенко съездила на летний шопинг на «Дордой» и столкнулась там с острым экономическим кризисом в режиме LIVE.
Звоню подруге: «Привет, приеду к тебе на «Дордой»? Есть что-нибудь новенькое к лету?» И слышу в ответ: «Дордой» стоит, товар лежит, торговли нет».
А потом слова подруги подтвердили официально: председатель профсоюза рынка «Дордой» Дамира Доолотолиева сообщила, что за последний месяц товарооборот на рынке снизился на 80 процентов. Если прошлой весной это были восемь миллионов, то этой весной — всего полтора. Такое на «Дордое» впервые, и причина всему – ЕАЭС.
Доехав до базара, я воочию увидела эти снизившиеся восемьдесят процентов: разительная перемена по сравнению с моим последним зимним шопингом на «Дордое». Там, где было не протолкнуться, где шумел, кричал, отчаянно торговался народ, теперь пустые ряды и скучающие продавцы, которых иногда отвлекают редкие покупатели.
«Некоторые торговцы «Дордоя» продали свои дома и машины, чтобы приобрести товары (в преддверии вступления Кыргызстана в ЕАЭС), однако оказались в сложной ситуации, когда таможню между Кыргызстаном и Казахстаном так и не упразднили, таможенные пошлины не отменили и товары остались непроданными».
Рано мы радовались отмене таможенных постов, они как стояли, так и стоят. Получилось так, что новые преимущества еще не появились, а старые уже исчезли. Поэтому подруга плачет: товар лежит, и вряд ли мы его теперь сможем продать, некоторые торговцы массово закупили платья к последним звонкам и выпускным, а народу нет, никто не покупает. На следующий год эти платья выйдут из моды и уже никому не будут нужны.
«Дордой» был успешным проектом, с которым безуспешно пытались конкурировать казахстанцы, возводя на своей стороне границы огромные оптовые базары. Все ехали мимо – на «Дордой», казахи кусали локти, но ничего не могли поделать. Теперь то, что не получилось у свободного рынка, получается у Евразийского союза. В кулуарах официальные лица говорят, что казахи, бывшие основными покупателями, ездить на «Дордой» перестали – выжидают. Боятся, что купленный сегодня товар завтра, после отмены таможенных постов, окажется дороже новых, уже беспошлинных партий. Но при этом никто даже приблизительно не знает, когда уберут таможню, и ожидание может тянуться до тех пор, пока не станет слишком поздно. Крупнейший рынок страны уже на грани разорения. Не этого ли хотят соседи, давно имеющие зуб на крупнейший центральноазиатский оптовый рынок?
Не лучше обстоит дело с Россией, которая массово закупала киргизский «самопошив».
— Мы получали заказы на сезон вперед, сейчас такого уже нет, — рассказала мне Зухра, владелица небольшой мастерской и двух точек на «Дордое».
Но она говорит, что причина простоя и падения продаж не только в ЕАЭС, активной торговли с Россией нет уже второй год. Западные санкции и кризис отразились и на простых киргизских швеях, одежду которых россияне стали покупать в разы меньше, потому что стали в принципе меньше покупать.
Большая политика теперь самая популярная тема для разговоров в торговых рядах «Дордоя». Здесь все, от директора до тележечника, в курсе самых тончайших нюансов международных договоров. Таксист, везший меня с рынка домой, по дороге деловито объяснил, что его заработок напрямую зависит от депутатов парламентов стран ЕАЭС: чем быстрее они ратифицируют договор о присоединении Кыргызстана, тем более сытыми будут его дети.
— Или пусть подписывают, или вообще не надо было баламутить народ! – горячился водитель с пятилетним стажем развоза продавцов и покупателей «Дордоя».
Владельцы знаменитого, переживающего не лучшие времена базара как могут успокаивают панические настроения торгового люда, просят переждать, перетерпеть. А чтобы делать это было легче, понизили стоимость аренды на тридцать процентов. Продержатся ли?
Екатерина Иващенко, журналист, Кыргызстан
Источник — esquire.kz
0 коммент.:
Отправить комментарий