Лента новостей
Загрузка...

Пышной риторикой страну не спасешь

Не знаем, как у других, а у нас от того, что происходит в Казахстане, все сильнее и сильнее ощущение дежавю. Согласно всезнающему Интернету так обозначается психическое состояние, при котором человек чувствует, что он уже был в подобной ситуации. Так вот, с нами это все уже действительно было - в последнее десятилетие советской власти.

Неосознанное понимание того, что в стране все идет не так, как надо. Громкие инициативы и масштабные программы реформирования и развития всего, что можно. Многочисленные торжественные мероприятия, на которых курится густой фимиам в адрес верховной власти и первых руководителей государства. Призывы к гражданам быть активнее, трудиться честно и производительно. И все это на фоне непрекращающегося падения качества и уровня жизни масс.

Все это имело место тогда, и все это имеет место сейчас.

Однако верхи, хотя и признались не так давно низам, что на дворе экономический кризис, постоянно сваливают вину за происходящее на кого угодно, только не на самих себя. В результате получается та самая абсолютная глупость, которая привела к краху советскую экономику и СССР: это когда голова, занимаясь самообманом, борется не с тем, с чем надо, в результате чего вся энергия и усилия госаппарата уходят в гудок.

Так, елбасы для преодоления кризисных явлений в экономике решил использовать тактику первых лет независимости Казахстана по привлечению иностранных инвесторов в стране. Только за последний месяц он посетил с этой целью Катар, Великобританию и Францию и принял в Астане премьер-министра Японии. Было очень смешно читать, как он убеждал крупный зарубежный бизнес прийти в страну поднимать нашу экономику: дескать, добро пожаловать, давайте зарабатывать вместе.

Цитируем слова Нурсултана Назарбаева, обращенные к Синдзо Абэ: «В 2015 году в глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного форума Казахстан занял 42 место среди 148 стран. По показателю защиты инвесторов мы находимся на 22 месте. Казахстан на международной арене закрепился в качестве надежного, долгосрочного партнера для бизнесменов всех стран. Этому способствует предсказуемость государственного регулирования, стабильность во взаимоотношениях с инвесторами, снятие административных барьеров и налоговой нагрузки. Для выхода на новый уровень инвестиционной привлекательности, повышения качества жизни наших граждан мы приняли План нации «100 конкретных шагов» по реализации 5-ти институциональных реформ, которые мы сейчас проводим. Преобразования коснутся всего спектра экономического регулирования. И будут основываться на стандартах стран ОЭСР».

Но при всей пышности и масштабности этого заявления цена ему грош в базарный день. Потому что инвестор приходит не туда, где для него созданы благоприятные условия, а туда, где можно заработать. Однако с этим в Казахстане стало совсем плохо, поэтому все эти льготы, преференции, стимулирование, что в рамках проекта МФЦ «Астана», что согласно программе «Нурлы Жол», что по другим госпрограммам развития, на деле неэффективны.

То же самое касается приватизации госсобственности. Если в 90-х годах прошлого века именно разгосударствление сыграло одну из ключевых ролей в быстром переходе казахстанской экономики, не в целом, конечно, но в основном, на рыночные рельсы, то теперь последнюю мало кто замечает. Есть ажиотаж в стране, что можно купить тот или иной актив? Нет. Кто-то радуется, что можно заполучить акции национальной компании? Тоже нет. И этому не помогла даже легализация теневых доходов и активов.

Более того, даже такой проверенный временем и опытом драйвер, как государственные инвестиции, бесполезен. В лучшем случае они сегодня компенсируют сокращение кредитования экономики банками второго уровня, в худшем — просто «замораживаются» в многочисленных инвестиционных проектах. Поэтому-то Акорда и не может «замутить» что-то подобное Астане, в которую, по словам Адильбека Джаксыбекова, уже вложено более 100 миллиардов долларов инвестиций.

В этих условиях казахстанские власти и лично елбасы делают не то, то, что надо стране, а то, что умеют, могут позволить себе и хотят делать. «Лидер нации», как мы уже отметили выше,ищет дураков-инвесторов, которые реформируют и запустят нашу экономику. Парламент лихорадочно принимает законы, осознавая, что как только выполнит план, нарисованный ему Акордой, нужды в нем не станет, и он будет распущен. Правительство и прочая госмашина делает то, что делала всегда, — имитирует активность.

Спрашивается, зачем создавать систему Общественных советов и усиливать Ассамблею народа Казахстана? Чтобы канализировать протестные настроения и контролировать их развитие? Но ведь новая волна казахстанских протестантов не пойдет в эти структуры, им там делать просто нечего. Они пойдут на базары, в местные исламские общины, будут вести агитацию через социальные сети и адресно. А если так, что зачем плодить эти говорильни?

Есть ли смысл создавать Астанинский клуб как авторитетную международную дискуссионную площадку, если первое лицо в государстве не участвует в его работе, как это имеет место быть в России? И что толку, что премьер-министр Карим Масимов выступил на заседании этой структуры и даже сделал несколько замеченных прессой заявлений? Его ведь елбасы может отправить в отставку в любой момент, как он недавно поступил с Кайратом Келимбетовым, а что тогда толку от сказанного им?

Именно поэтому гражданское общество страны волнует не то, что Карим Масимов вещал про ЕвразЭС, дескать, это экономический проект без какой-либо политической составляющей, или обменный курс тенге к доллару, который якобы больше падать не будет, а аресты активистов по надуманным обвинениям в разжигании социальной, национальной, религиозной и даже родовой розни. И поскольку число таких арестантов растет, то толку от попыток власти мобилизовать граждан не будет.

Вершиной же глупости Акорды стала инициатива Открытого соглашения между государством и гражданским обществом на тему противодействия коррупции. Умолчим, что одно только то, что в Казахстане коррупционеры теперь легко избегают лишения свободы путем уплаты штрафов, кратных взятке, на которых их поймали, дезавуирует антикоррупционные усилия властей напрочь.

Толку от присоединения к соглашению ГОНГО тоже не будет. Потому, что опираться можно только на то, что сопротивляется! А смысл опираться в борьбе с коррупцией и коррупционерами на Ассамблею народа Казахстана, «Гражданский Альянс Казахстана», МК «Жас Отан», Ассоциацию «Болашак», Ассоциацию деловых женщин и прочие псевдообщественные организации? Они хоть раз засветились ранее какой-либо даже не победой, а столкновением с коррумпированным чиновником? Сделали резонансное заявление? Кого-то разоблачили?

А механизм работы Открытого соглашения? Граждане и юридические лица независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, желающие присоединиться к нему, должны написать соответствующее заявление и отправить его в соответствующее подразделение Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции. Которое затем вместе участниками Открытого соглашения должно собраться, составить план конкретных мероприятий и выполнить его.

Вам уже смешно? Посмейтесь еще сильнее — это все будет выполнено. Другое дело, что толку от этого особого не будет, разве что оперативные подразделения ведомства Кайрата Кожамжарова смогут при вербовке сексотов использовать подписантов из числа физических лиц, ссылаясь на то, что они уже выразили готовность активно бороться с коррупционерами. Да появится еще один проект, на котором соответствующие паяцы вроде Нурлана Еримбетова смогут попонтоваться.

Очевидно, что для преодоления самого системного, глубокого и тяжелого с 90-х годов прошлого века кризиса, как экономического, так и социального, и политического, нужна всеобщая мобилизация населения Казахстана, независимо от национальности, языка, веры, возраста, пола и так далее. Тридцать лет назад такая мобилизация в Советском Союзе началась, когда Михаил Горбачев объявил о начале перестройки. У нас тоже нужна перестройка, но проблема в том, что она, скорее всего, будет другой.

Что нужно для перестройки? Готовность правящей элиты или, по крайней мере, значительной ее части допустить чрезмерную и неуправляемую активность масс, мощная вера или идея, становящаяся материальной силой, масса людей, которые поверят в них, и цель, общая и консолидирующая. В 90-х годах такой идеей и целью были западные стандарты потребления и рыночная экономика, их обеспечивающая.

С тех пор прошло много лет, и стало понятно, что для того чтобы так жить, нужно и трудиться по-другому. А трудиться по-другому в Казахстане, как, впрочем, и во всей Центральной Азии, России и Украине не хотят ни власти, ни значительная, если не сказать большая, часть населения. Плюс рынка хлебнули столько, что захлебнулись, поскольку оказались неконкурентоспособными.

Поэтому перестройка в стране случится в обязательном порядке, если не сразу как Нурсултан Назарбаев покинет этот мир земной, то в течение нескольких лет, но будет она иной. Какой? Ответ на этот вопрос после арабской «весны», последних событий в Сирии, Ираке, Тунисе, Йемене и других государствах этого региона лежит на поверхности.

Какая идеология способна завоевать умы малообразованного и религиозного населения? Кто будет представлять большинство среди активистов, которые поведут за собой протестующих? Какие политические цели они поставят перед собой после многих лет преследования со стороны государства? Кого поддержит население — их или власти?

Увы, мы уже знаем ответы на эти вопросы. Не зря российские власти во главе с Владимиром Путиным так озаботились угрозой прорыва «Исламского государства» в регион Центральной Азии и Казахстана. Проблема только в том, что прорываться к нам будут не столько люди, сколько идеи, а их останавливать не умеет ни одна власть, в том числе суперпрезидентская, привыкшая действовать по принципу: когда сила есть — ума не надо.

Мухамеджан АДИЛОВ

Источник - ИАП Республика

0 коммент.:

Отправить комментарий