Лента новостей
Загрузка...

Энергохолдинг вместо министерства: прячем концы коррупции?

Вся промышленность, без которой не бывает никаких вообще сколько-нибудь развитых государств, в Кыргызстане сейчас управляется одним департаментом в составе Министерства экономики. А всей энергетикой, которая считается чуть ли не локомотивом экономики всей страны, управляется еще одним департаментом в том же министерстве, так как Минэнерго упразднено с 5 ноября.

Проблем в кыргызской энергетике сейчас – пруд пруди, энергокомпании превратились в государства внутри государства, с которыми Министерство энергетики не очень справлялось, потому что вложенные в отрасль громадные средства особой отдачи не дали. Другого и ожидать было трудно, так как все эти производящие, распределяющие и доставляющие энергию компании скреплены больше коррупцией, чем стремлением выполнять свою миссию.

Всем этим энергохозяйством когда-то управлял один комитет – Кыргызэнерго, при котором "и текли куда надо каналы / и в конце куда надо впадали". С обретением независимости комитет был преобразован в акционерное общество "Кыргызгосэнергохолдинг", которое действовало до 1997 года достаточно эффективно и приносило в год около 100 млн долларов прибыли.

Потом начались инициативы по раздроблению холдинга, и в 2002 году единая система была разделена на три большие части: 1) компанию "Электрические станции" по выработке электроэнергии, 2) компанию "Национальная электрическая сеть Кыргызстана" (НЭСК) по транспортировке электроэнергии и 3) четыре компании по распределению электроэнергии – "Северэлектро", "Востокэлектро", "Ошэлектро" и "Жалалабадэлектро".

В принципе, любая более или менее разумная структура при надлежащем управлении должна работать, поэтому власти совсем не опасаются преобразования министерства в холдинг, однако сам процесс то раздробления, то снова объединения отрасли в единое целое порядка не добавляет. И такая смена А на Б, а затем снова Б на А (а вскоре, может быть, опять А на Б) очень удобна для сокрытия вечно процветающей коррупции – никто ни за что не отвечает.

В отрасль уже вложено от одного до полутора миллиардов долларов, а результат – пшик. Вместо того, чтобы на эти деньги модернизировать систему и сделать ее прозрачной, власти видят только один путь выплаты взятых кредитов – за свет населения путем повышения цен, которые, на благо властей, – очень низкие не только по сравнению с мировыми, но и в регионе. Очень на это удобно ссылаться, но если бы резко сократить коррупцию, то тарифы, возможно, можно было бы даже не трогать.

Если очень грубо принять один нынешний кыргызский сом соответствующим одной советской копейке, то зарплата в 100 рублей в месяц в советское время будет соответствовать 10 тысячам сомов в месяц сейчас, что примерно отражает реальность. На 100 рублей тогда можно было купить около 50 кг мяса, сейчас на 10 тысяч сомов – 25 кг, раньше на 100 рублей приходилось (очень грубо) 500 кг хлеба, сейчас – 250 кг, то есть разница в два раза в пользу рубля.

Но электричество сейчас оказывается по такой методике очень даже дешевым – если ранее на 100 рублей приходилось 2,5 тысячи киловатт-часов, сейчас на 10 тысяч сомов можно приобрести 13 тысяч кВт∙ч, то есть разница в 5 раз, но уже в пользу сома – стоимость энергии растет совсем не так, как на продукты. С ростом цен на бензин мы все согласны – ранее на 100 рублей приходилось 1,4 тысячи литров бензина, сейчас на 10 тысяч сомов можно купить лишь 250 литров – а вот повышение тарифов на электричество все считают преступлением.

И дело совсем не в том, что электричество дешевое, проблема в том, что его нещадно воруют, причем главным образом – государственные предприятия. Для них уже 30 лет продолжается горбачевская лафа – покупаем все по госрасценкам, продаем то же самое по ценам договорным, как богатели во времена перестройки все якобы кооператоры. И отпускные цены распредкомпаниям тоже – широкое коррупционное поле.

Все знают и говорят, что электричество в Кыргызстане дешевое, но повышение тарифов постоянно превращается в политику – и большую, и малую. Протестуя против повышения тарифов, даже вторую революцию сделали, а временное правительство, придя к власти, обещало как раз тарифы не поднимать. Это как римские императоры устраивали гладиаторские бои и при этом раздавали черни бесплатный хлеб на зрелищах.

И создали в прошлом году специальное Госагентство по топливно-энергетическому комплексу, которое начало делать то, что надо было делать давно – приводить тарифы в порядок и разрабатывать методику расчетов, но с коррупцией агентство бороться не могло – в его задачи это не входило. Если бы за прошедшие 20 лет власти повышали стоимость киловатт-часа на 5 тыйынов в год, и населению это было бы не особенно обременительно, и цены были бы сейчас похожи на рыночные.

Но популизм властей бьет через край, а когда он соединяется с коррупцией, получается гремучая смесь. Вот и главу Госагентства по ТЭК Нурбека Элебаева уволили 16 ноября без объяснения причин, однако они видны невооруженным глазом – элементарно нужно кресло для протеже прошедших в парламент новых партий и депутатов, особенно для тех, кто попал в правящую коалицию.

Другая причина – Элебаев принципиально выступал против выделения электроэнергии кому-либо по заниженным тарифам, особенно когда некоторые привилегированные компании и предприятия получали бы ее как бытовые потребители. А таковых в стране не счесть, надо только найти подход к властям, и случаев "энергетического популизма" – тоже тьма. Такие низкие отпускные цены совсем не бесплатны, но вопрос в том, в чей карман попадает разница.

Тот же популизм – когда сначала расформировывается Министерство энергетики, а потом начинается обсуждение – как на его месте создавать энергохолдинг. Ни один нормальный хозяйственник не пошел бы на такое, если бы действительно думал об экономике и интересах отрасли, но политическая целесообразность всегда выше экономических факторов – надо было срочно отчитаться перед новым парламентом о сокращениях в правительстве.

И можно с большой долей вероятности предсказать, что и этот энергохолдинг погрязнет в коррупции, и кто-то в будущем предложит снова раздробить его на несколько отдельных предприятий, чтобы легче можно было контролировать потоки, как когда-то растащили "Кыргызэнерго". И такая игра в бирюльки может продолжаться бесконечно долго, лишь бы при этом использовать финансовые потоки в нужном направлении.

Что бы ни делалось в Кыргызстане, все не в пользу национальных интересов, потому что какие бы законы ни принимались, какие бы принципы ни провозглашались, какие бы реформы ни проводились, они всегда действуют в интересах отдельных личностей, привилегированных групп лиц или выборочных конкретных компаний, но никогда не в интересах всего государства или рядового населения.

В Японии или Великобритании люди живут в условиях конституционной монархии. Но представляете, если бы в Кыргызстане вдруг установилась такая формально единоличная власть? В Германии – парламентаризм, в США – президентское правление, а во Франции смешанная президентско-парламентская республика. В Кыргызстане же какую форму правления ни внедряй, все сводится к личной форме правления. То же самое и с преобразованием Министерства энергетики в энергохолдинг.

Нарын Айып

Источник - zanoza.kg

0 коммент.:

Отправить комментарий