Лента новостей
Загрузка...

Таджикские Митрофанушки

"Меньше знаешь - крепче спишь" - похоже, эту мудрость власти Таджикистана взяли за основу политики в области образования. Может они и правы. Чем человек образованнее, тем больше хлопот он доставляет властям своими неудобными вопросами, а следом за вопросами пойдут требования, потом и протестные акции. Только так можно объяснить равнодушное отношение к тем проблемам, которые сегодня испытывает система образования Таджикистана. По последним оценкам министерства образования и науки республики, учащиеся средних общеобразовательных школ страны осваивают 70 процентов школьной программы. И это выдается как большое достижение. В ведомстве отмечают, что данная цифра несколько лет тому назад составляла всего 50 процентов.

А вот родители по этому поводу имеют совсем другое мнение. Зарифа, мать шестерых детей говорит, что ее дети учатся в переполненных классах, где более 40 учеников. Учителя не успевают всех опросить в течение четверти, оценки ставятся не по знаниям, а по подношениям родителей педагогам. Первоклассникам еще тяжелее. Там один учитель, который физически не может подойти к каждому малышу и объяснить новый материал. Зачастую родители сами занимаются дома с детьми или при наличии возможности берут репетитора. В этом году более 200 тысяч первоклассников сели впервые за школьные парты. В летний период многие родители будущих первоклашек были заняты поиском лучших школ. Но выбор не очень большой.

По словам руководителя исследовательского центра "Сотсервис" Джамшеда Кудусова, несмотря на то, что 70 процентов населения страны составляет молодежь, только единицы получили качественное образование. Если оценивать уровень образования нынешнего молодого поколения по десятибалльной шкале, то он бы дал только пять баллов. "В целом уровень образования оценивается как средний и низкий. Мы в 2012 году провели исследование среди 2 тысяч молодых людей, 27 процентов из которых сообщили, что они не могут читать и писать, несмотря на то, что они имеют высшее образование. Причина этого заключается в качестве преподавания. В нынешних условиях преподаватель не требователен к учащимся из-за низкой заработной платы", - добавил Кудусов.

Стоит отметить и такой факт: треть квалифицированных педагогов находятся на заработках в России, где они работают на стройках, рынках, магазинах и других сферах не требующих высшего образования. Разумеется, годы работы за рубежом сказываются на их квалификации и по возвращении домой, они уже не могут и не хотят работать по специальности.

На низкий уровень образования молодежи влияют и сложившиеся тяжелые социально-экономические условия в стране. Бедность заставляет подростков искать работу, чтобы как-то помочь своим семьям выжить. Тем более, что большинство малоимущих семей не имеют кормильца. Как правило, отцы находятся на заработках или в бегах. Естественно, занятые трудом, подростки не посещают школу.

Фирдавс Джалил, учащийся 11-го класса средней школы №12 поселка Сангпари Кулябского района является одним из подростков, который уже в течении трех лет занимается производством глиняных кирпичей. По его словам, каждый кирпич, который он изготавливает, сейчас стоит от 40 до 50 дирамов. "Мы работаем, чтобы прожить. Сейчас мы со своими друзьями ежедневно делаем по 500 кирпичей. Наряду с этим мы занимаемся сельским хозяйством, часть заработанных денег тратим на расходы дома, другая часть идет на расходы во время учебного года", - говорит он. Кстати, кирпичи, которые делают школьники, пользуются большим спросом.

Джамшед Нуров, житель города Куляб, в прошлом году построил дом и использовал кирпичи, произведенные школьниками. "В прошлом году я закупил 14 тысяч кирпичей и построил дом, большую часть из которых изготовили дети - по 25-30 дирам. В настоящее время этим делом занимаются в основном дети. В этом году увеличилось число детей, которые делают кирпичи…", - говорит он.

Тут нет ничего удивительного. Детский труд был и остается самым дешевым. К тому же с подростками легче договориться, чем со взрослыми, так как они готовы за гроши выполнить большой объем работ. Кстати, юные мардикоры кормят не только свои семьи, они умудрились платить директорам школ, учителям, чтобы их отмечали в школе и ставили оценки, чтобы потом можно было получить аттестат о среднем образовании.

Эти подростки, занятые физическим трудом, даже не помышляют о высшем образовании, однако есть категория молодежи, которая имеет возможность учиться благодаря состоятельным родителям, но не имеет желания. Такие дети также не часто посещают школу.

Как отмечает школьный эксперт Н.Садыков: "Наша золотая молодежь больше времени проводит в интернет-кафе, в увеселительных заведениях, на многочисленных мероприятиях, которые устраивают их родители, а также в поездках за границу, куда, невзирая на учебный год, берут сыновей и дочек чадолюбивые родители. А тем временем, в журналах ставятся отметки о посещаемости и даются ложные сведения об их активности на уроках…". Такой вариант устраивает как учителей, так и родителей. Меньше тратится нервов, да и приработок бедным учителям не помешает. А потом таджикские Митрофанушки при помощи денег своих родителей успешно поступают в ВУЗы и получают дипломы. Конечный итог -отсутствие на производстве, в сельском хозяйства, науке, образовании и социальной сфере квалифицированных кадров.

К сожалению, сложившуюся систему образования в республике, судя по отношению к ней властей, никто менять не собирается. А, значит, страна будет постепенно деградировать. Тогда актуальным становится вопрос: если будущие гастарбайтеры воспитываются как правило в бедных семьях, и не имеют возможности полноценно учиться, а богатые родители в любом случае смогут засунуть своих детей на учебу в таджикские ВУЗы, тогда зачем нам общее среднее образование? Может его упразднить? Тогда государству будет меньше затрат. При этом поток безграмотной и неквалифицированной рабочей силы, выезжающей на заработки в Россию даже в этом случае, останется прежним…

Хисрав Вазиров

Источник - ЦентрАзия

0 коммент.:

Отправить комментарий