Лента новостей
Загрузка...

Проекты в… никуда?

Агентство CA-NEWS (TM) со ссылкой на Государственное информационное агентство Туркменистана, сообщает, что туркменский участок строящейся железной дороги Туркменистан-Афганистан-Таджикистан, закладка которой состоялась два года назад, доведен до границы с Афганистаном.

Это случилось еще в октябре текущего года, когда международная железнодорожная магистраль была доведена до границы с Афганистаном. Протяженность маршрута Атамырат-Ымамназар-Акина – 88 километров. Вдоль магистрали ведется строительство двух железнодорожных мостов, а также планируется строительство двух железнодорожных станций. В скором времени планируется начать работы на трехкилометровой линии от Ымамназара до населенного пункта Акина на территории Афганистана.

Строящаяся дорога призвана стать важным звеном в международных транспортных перевозках, стимулировать торговые связи между странами региона. «Осуществление ряда совместных инфраструктурных проектов в Афганистане придаст мощный импульс дальнейшему развитию афганской экономики, будет содействовать решению важных социальных вопросов, обеспечению трудовой занятости населения», – говорится в сообщении.

Все это понятно. Только вот неясно одно – что дальше? В афганской провинции Фарьяб, 10 уездов которой граничит с Туркменистаном, сегодня хозяйничают талибы, а также группировки ИГИЛ. Время от времени афганские правительственные войска теснят их и однажды небольшую банду даже загнали на один из островов Амударьи, по которой проходит граница между двумя странами, но талибы и поныне там. Они отчего то не спешат покидать эти места. Видимо, опасаются потерять свою первоочередность в получении откупных за обеспечение безопасного строительства и дальнейшей эксплуатации железной дороги на территории Афганистана.

Факт «крышевания» талибами транспортных и других коммуникаций более чем очевиден. Уже не первый год как они освоили этот прибыльный «бизнес» и без особых хлопот получали солидные «откаты» за охрану объектов и транспортных магистралей, чаще всего, от самих же себя.

Талибское руководство с воодушевлением восприняло известие о том, что долгожданный проект ТАПИ (Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия) наконец-то сдвинулся с мертвой точки. Как сообщило все тоже CA-NEWS (TM) со ссылкой на туркменское Госинформагентство президент Бердымухамедов недавно анонсировал строительство газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ).

Напомним, что протяжённость газопровода ТАПИ около 1800 км. Его проектная мощность 33 млрд куб.м газа в год. Предполагаемая стоимость проекта – $7,9 млрд. Сроки запуска проекта намечены на 2017 год.

735 километров газопровода приходится на Афганистан и пройдет через западную (Герат) и южную (Кандагар) часть страны, считающихся неспокойными регионами. Особенно наводнен боевиками юг страны, где талибы давно чувствуют себя как рыба в воде. Правда, не избежать возможной конкуренции местных и пришлых боевиков ИГ, которые также хотят получить свою долю «газового пирога».

Не менее обнадеживающие вести для талибов приходят из Таджикистана, где президент Рахмон, ратует за скорейшую реализацию проекта CASA-1000, который предполагает поставки электроэнергии из Таджикистана и Кыргызстана в Пакистан и Афганистан, хотя его собственная страна испытывает постоянный дефицит электроэнергии. Тут для прагматичных талибов тоже пахнет реальными дармовыми деньгами.

Всемирный банк (ВБ), Исламский банк развития (ИБР) и Агентство по международному развитию (USAID) США выделяют на строительство 1 млрд 17 млн долл. В марте 2015 года ВБ сообщил о выделении первого транша в 526 млн долл. Из этой суммы 316 млн достались афганцам, 45 млн – таджикам и 120 млн долл. – кыргызам и пакистанцам. Таджики, преуспевшие в освоении чужих денег, постарались выполнить нужные работы на своем участке, вплоть до афгано-таджикской границы. И, как и туркмены, взяли вынужденный тайм-аут, поскольку на той стороне также выстроилась «живая очередь» на получение «охранного подряда».

Концу этого тайм-аута не видно. А ведь разговоры о том, насколько безопасно строительство транснациональных проектов с участием Афганистана, начались еще пятью годами ранее, когда США в рамках стратегии «Новый шелковый путь» предложили Душанбе, Бишкеку, Кабулу и Исламабаду создать общий энергетический рынок, где Таджикистан и Кыргызия выступают в качестве экспортеров электроэнергии, соответственно Афганистан и Пакистан – в качестве импортеров.

Однако не был учтен самый главный момент – ситуация в Афганистане, через который пройдет этот и другие транснациональные проекты. Там продолжается гражданская война. Именно по этой причине реализация проекта тормозится. Есть и другая, более приземленная причина – нехватка электроэнергии в самом Таджикистане. Помочь решить эти вопросы берется Вашингтон. Госсекретарь США Джон Керри, посетивший Душанбе в рамках центральноазиатского турне, заявил, «в ходе встречи с Эмомали Рахмоном рассмотрены вопросы, касающиеся энергетической политики, проблемы, существующие в данной сфере в Таджикистане и соседних регионах».

Касательно вопроса обеспечения Таджикистана электроэнергией Керри пообещал, что в пять лет США помогут реализовать проекты, которые позволят обеспечить электроэнергией и таджикистанцев и Афганистан.

Что это за проекты и с чем их едят, не сказано ни слова. Как и не сказано о том, как они намереваются обеспечивать безопасность проекта CASA-1000 на территории Афганистана. Надо думать, что американцы и сами еще не определились как это будет выглядеть. Не выставлять же боевое охранение у каждого столба. Просто пообещали и все. Дабы сохранить свое влияние.

Буквально те же обещания прозвучали из уст госсекретаря США и в Ашхабаде. Джон Керри заверил своего дорогого «друга» Г.Бердымухаммедова, которого всемирно известная американская организация USAID называет в своих докладах чуть ли не диктатором, угнетателем прав и свобод человека, что США помогут Туркменистану выстроить альтернативу нынешней экспортной зависимости от КНР и реализовать планы по диверсификации газовых поставок.

Однако эти заверения, большей частью, несут виртуальный характер и не имеют ничего общего с реальностью. А какова эта реальность? По словам европейского специалиста по энергетике Юрия Федорова, ситуация с безопасностью сложная в Афганистане в целом, и как раз в районах вблизи Туркмении, пишет CA-NEWS (TM). «Там появились повстанцы. Но протягивать трубу по территории, где фактически нет власти, рискованно. С кем договариваться, чтобы трубу не трогали? В этих условиях проекту придется платить слишком много страховочных платежей, и это делает его малорентабельным», – отмечает он. «Поэтому разговоры о газопроводе из Туркмении через Афганистан идут уже почти двадцать лет, а воз и ныне там. Я не вижу здесь перспектив», – заключает эксперт.

Скепсис Юрия Федорова в отношении ТАПИ разделяет лидер Туркменской Республиканской партии в изгнании Нурмухаммед Ханамов. «Пока мы видим предварительное сообщение, что Азиатский банк развития берется за этот проект, но не видим ни более детального указания спонсоров, ни финансового плана. И отсутствие конкретики вовсе не случайно, – рассуждает он.

«Мы видим, что творится в Сирии и в Ираке. Кто гарантирует, что талибы или ИГ не постараются взять под свой контроль те территории в Афганистане, где намечается проложить трубу ТАПИ, чтобы блокировать его работу или выставлять свои транзитные условия. Более того, наличие трубопровода может как раз привлечь туда эти силы», – полагает Нурмухаммед Ханамов.

И с этим трудно поспорить. Так что вынашивать грандиозные планы ни туркменам, ни таджикам никто не запрещает. Только вот стоит ли это делать при нынешней неопределенной ситуации?

Азат Зухуров

Источник - tajmigrant.com

0 коммент.:

Отправить комментарий