Лента новостей
Загрузка...

Индийская карта афганского пасьянса

178071856 00399472 В материале «Афганистан лавирует между арабами и Китаем» упоминается о наличии третьей силы, которая также стремится закрепить влияние в Афганистане. Речь идет об Индии. Казалось, зачем Индии новая головная боль под названием Афганистан? Но у Дели есть свои резоны по этому поводу.


Афганистан всегда притягивал к себе взоры мировых держав, хотя большую часть его территории составляют неудобные для проживания горы. Ранее за Афганистан безуспешно билась Великобритания, позднее страна стала площадкой противостояния между СССР и США. Советское вторжение в 1979 году должно было решить исход спора в пользу Москвы, однако десять лет пребывания советских войск в Афганистане завершились ничем. Ставленник Москвы Наджибулла был повешен толпой фанатиков, на этом эксперимент был признан неудачным. Потери советских войск за эти годы составили пятнадцать тысяч солдат и офицеров. Немного, если делить на десять лет, а если сравнить с тем, что сейчас в России ежегодно гибнет в дорожных авариях и пьяных разборках 45 тысяч человек, то вдвойне.


В тот период США финансировали афганское сопротивление Москве с территории Пакистана, использовав постулаты религии ислама в качестве знамени для борьбы с неверными. Однако после вывода советских войск из Афганистана часть повстанцев «американской сборки» отказалась от идеи мирного сосуществования с остальными силами сопротивления, составив из себя первые подразделения мирового террористического подполья.


Парадоксально, но война в Афганистане продолжалась даже после того, как распался Советский Союз. «Псы войны» не могли остановиться, хотя объекта их ненависти уже не существовало, и спецслужбы ряда крупных государств мира поспешили использовать их в собственных далеко идущих геополитических игрищах.


Маятник в Афганистане должен был качнуться в другую сторону, это закон сохранения энергии. Невозможно накапливать бесконечно в одном и том же месте энергию злобы и насилия, она обязательно выплеснется куда-нибудь. Сторонники теории «управляемых конфликтов» были уверены в том, что смогут контролировать ситуацию. Но 11 сентября 2001 года убедились в том, что легкомысленно переоценили себя.


По официальным данным США, в результате крушения башен ВТЦ в Нью-Йорке погибли 2819 человек из 80 стран мира, включая трех россиян. Причем, на двух самолетах погибли 157 человек, а также 343 пожарника. По оценкам, это был самый крупный террористический акт в истории всего человечества.


Итак, какие резоны у Индии войти в Афганистан, если там «сломали зубы» СССР и США? Дело в том, что вход в Афганистан США был вызван не столько местью Бен Ладену или боевикам движения «Талибан», сколько желанием создать базу для прокладки по его территории газопровода из Туркменистана в Индию. Аббревиатура ТАПИ составлена из начальных букв государств: Туркменистан, Афганистан, Пакистан, Индия.


В этом проекте воедино сплетены бизнес и геополитика. Во- первых, поставки газа в Индию с миллиардным населением и Пакистан, где народу лишь чуточку меньше, сулят бизнесменам США колоссальные барыши. Во-вторых, проект серьезно подорвал бы газовую монополию России. В-третьих, он бы дал Ашхабаду альтернативный маршрут газовой трубе в Китай.


Однако США уходят из Афганистана после тринадцати лет пребывания в нем, безрезультатно. Слишком сильным оказалось сопротивление России и Китая, чтобы продавить упомянутый выше проект. Особенно преуспели его оппоненты в том, что сумели за годы интервенции сделать Пакистан врагом США, хотя до вторжения он был союзником Вашингтона и НАТО.


Зато неожиданным внешне, но вполне логичным по внимательному рассмотрению стал переход Индии на сторону США, хотя традиционно Дели всегда был другом для Советского Союза. Усилив поставки вооружений Пакистану, а также заблокировав газовый проект ТАПИ, Москва перестала выглядеть для Дели старым другом. Ведь друг не станет тормозить проект, который должен дать импульс для разгона экономики Индии.


В итоге Индия отказалась от крупного контракта на приобретение истребителей Су-35, отдав предпочтение совместному проекту ЕС. Заметим, что и предложение поставок самолетов Ф-22 от США тоже отвергнуто. Это лишь один из примеров охлаждения, которое пытался компенсировать своим визитом в Дели Владимир Путин. Хотя совместные учения индийских и российских десантников в России говорят о том, что двери еще не закрыты.


Итак, Индия кровно заинтересована в ускорении мирного процесса в Афганистане. Для этого есть несколько мотивов. Во-первых, это получение в перспективе доступа к туркменскому газу. Во-вторых, минимизация проблем с сопредельным Пакистаном, ведь сотрудничество на пути восстановления мира в Афганистане может помочь в налаживании контактов с Пакистаном. В-третьих, рост индийской экономики предполагает поиск точек приложения свободных ресурсов, одной из которых может стать Афганистан.


Наконец, Дели озабочен тем, что Китай усиливает деловую активность в Афганистане, не дожидаясь вывода оттуда войск США и НАТО. По словам политического аналитика по Средней Азии Монреальского университета Равшана Темуриёна, Китай только в Айнакские медные шахты вложился в размере 3,5 миллиарда долларов. При этом в соседнем Пакистане Китай взялся за строительство морского порта Гвадар. Во вторую фазу постройки этого объекта китайцы хотят вложить 932 миллиона долларов.


Еще один эксперт по Центральной Азии, Александр Князев в августе прогнозировал, что на сентябрьском саммите ШОС в Душанбе Россия и Китай поставят вопрос о закрытии «Северного маршрута» вывода войск США и НАТО из Афганистана, но прогноз этот не оправдался.


Декан факультета мировой политики МГУ Алексей Фененко говорил в интервью для сайта «Афганистан. Ру», что одной из причин всплеска активности Китая в Афганистане якобы является «неприязнь китайского руководства к возрожденному весной 2013 г. американскому проекту «Афпак». Речь идет о создании единой системы Афганистана и Пакистана со сдвоенными гарантиями со стороны НАТО и Индии. Китай недоволен таким решением».


С другой стороны, Индия остерегается вкладываться в государства региона Центральной Азии. Ведь она уже вложила 70 миллионов долларов в реконструкцию военного аэродрома Айни в Таджикистане, даже держала там эскадрилью своих ВВС. Однако была вынуждена выйти оттуда после настойчивого давления Москвы на президента Таджикистана. Эмомали Рахмону пришлось даже громогласно объявить о том, что аэродром будет отдан России либо не будет отдан никому.


Возвращаясь к теме инвестиций в Афганистан. Там есть не только медь и уран, там есть и нефть, на которую уже «положил глаз» Китай. Индия не хочет опоздать к «раздаче пирогов», но смущает нестабильность в стране. В любом случае, примеры такого мирного соперничества региональных держав за инвестиции в Афганистан имеют положительное свойство. Когда богатые люди решают обогатиться в той или иной стране, они найдут способы для того, чтобы наладить там мир.


Дмитрий Казановский


Из почтового адреса редакции


Источник –  Союз независимых журналистов



Индийская карта афганского пасьянса

0 коммент.:

Отправить комментарий