Лента новостей
Загрузка...

Почему таджикские мигранты уезжают воевать в Сирию

557657 9989 866AD5DR Религиозные лидеры Таджикистана всё чаще призывают молодежь воздержаться от участия в военных действиях в странах мусульманского Востока.


“Не дайте себя обмануть. Все эти международные террористические организации созданы и финансируются теми, кто против мусульман и ислама. Все, что сегодня делается от имени мусульман и преподносится как джихад, наносит вред только исламу и его последователям”, – заявил глава Исламского центра Таджикистана Саидмукаррам Абдулкодирзода.


Очередной призыв богослова прозвучал на фоне сообщений о растущем числе наемников, участвующих в боевых действиях в Сирии и Ираке, среди которых есть и таджикские мигранты.


Местным властям уже известны имена 300 таджикистанцев, воюющих в Сирии, более 50 из них уже погибли.


При этом спецслужбы страны признаются, что количество таджиков, участвующих в вооруженных конфликтах на Востоке может быть намного большим, но личности этих людей пока неизвестны.


По их данным, вербовка таджикских граждан ведется в основном в России и Афганистане.


Судьба мигрантов


Ежегодно из Таджикистана в Россию в поисках работы уезжает до миллиона граждан. Отслеживать судьбу мигрантов достаточно сложно – люди разбросаны по всей России.


“Есть два маршрута вербовки и отправки – это Афганистан и Россия. В Москве наемников вербуют в мечети на проспекте Мира. Очаг именно там. Наши граждане получают деньги у заинтересованных лиц и занимаются поиском и вербовкой соотечественников для войны в Сирии”, – говорит заместитель председателя Госкомитета национальной безопасности Таджикистана Акрам Амонов.


В Духовном управлении мусульман (ДУМ) России опровергают обвинения таджикской стороны.


По словам представителя организации Дамира-хазрата Мухетдинова, случаи вербовки среди мигрантов могут иметь место, однако это происходит не на территории мечети и комплекса, относящегося к храму.


“Все наши мечети снабжены видеокамерами. Мы строго отслеживаем все возможные проповеди, собрания, пропаганду. И если это не соответствует канонам ислама или не соответствует внутреннему порядку функционирования нашей мечети и нашей организации, то мы это пресекаем”, – объясняет Мухетдинов.


Благоприятная ситуация


Нынешняя ситуация с мигрантами в России благоприятна для активистов радикальных движений – они могут играть на недовольстве и агрессии рабочих.


“Когда рядом нет родных, нет семьи, то куда идет бедный мигрант, который в течение 16-20 часов постоянно трудится, работает без выходных? Он приходит в храм и обращается к Богу”, – говорит первый заместитель председателя ДУМ России Дамир-хазрат Мухетдинов.


По мнению экспертов, люди, попадая в чужую социальную среду, часто уходят в поиски своей идентичности.


Они начинают осознавать свою непохожесть, пытаются найти что-то свое, вокруг чего можно объединиться, становятся более религиозными. И тогда мечеть становится тем единственным местом, где иностранные мигранты могут встретиться с близкими по духу людьми.


“Мой брат уехал на заработки несколько лет назад. Он отлично говорил на русском, у него была строительная специальность, но при этом он постоянно испытывал психологический дискомфорт от бесправия, несправедливого отношения ряда работодателей и, чтобы как-то успокоиться стал посещать мечеть”, – рассказывает Сокина Мамадова, жительница Душанбе.


“По возвращению домой мы его не узнали. Это был совершенно другой человек. Религиозный, набожный… другой. [...] В моей семье все верующие люди, но мы никогда не были религиозными”, – признается женщина.


Джихадисты из села


Осенью этого года таджикские спецслужбы распространили информацию о небольшом селении Чоркишлок на границе с Узбекистаном и Киргизией, 17 уроженцев которого практически одновременно оказались в рядах джихадистов в Сирии.


Молодые мужчины в возрасте от 19 до 35 лет были не только родом из одного кишлака, но и жили по соседству. В разное время они отправились на заработки в Россию, а потом оказались среди боевиков, воюющих против сил правительства Башара Асада в Сирии.


Родные таджикских джихадистов, которые официально числятся пропавшими без вести, рассказывают, что те ранее не проявляли особой религиозности, редко посещали мечеть и постоянно говорили о желании вернуться на родину.


Сразу после того, как интервью с родственниками таджикских джихадистов из Чоркишлока были опубликованы на различных сайтах и показаны по телевидению, связь с ними оборвалась.


Жизнь под подозрением


Семьи подозреваемых таджикских джихадистов говорят о бдительном отношении к ним спецслужб, многочисленных проверках и запугивании.


Многие из них отказывались от общения с журналистами, боясь огласки и возможных проблем.


“К нам постоянно приходят сотрудники правоохранительных органов и спецслужб для проверок, допросов и расспросов. Нам некуда уезжать. Я отправлял сына в Россию на заработки, а не на войну в Сирии. Постоянное недоверие давит на нас”, – сказал в интервью Би-би-си Есинхон Эшонов, житель селения Чоркишлок.


До 2012 года в различных исламских центрах и учебных заведениях на Востоке обучались тысячи таджикских студентов.


Однако два года назад президент страны Эмомали Рахмон призвал студентов-теологов вернуться на родину, высказав опасения, что многие исламские центры имеют экстремистскую направленность.


После этого в страну в принудительном порядке было репатриировано около двух тысяч таких студентов. Однако на родине смогли устроиться лишь несколько сотен человек, остальные, предположительно, выехали в третьи страны.


Многим из них пришлось уехать из-за чересчур бдительного отношения спецслужб. К тому же, по словам бывших таджикских студентов-богословов, государственные структуры очень неохотно принимают таких молодых людей на работу, считая их политически неблагонадежными.


Давление и репрессии


Один из бывших таджикских студентов-теологов, проживающий в настоящий момент в Египте, в беседе с Русской службой Би-би-си заявил, что не поддерживает идеи таджикских джихадистов, но понимает причины, побуждающие молодых мужчин соглашаться участвовать в войне.


“Мне знакомый пишет из Душанбе, что его на днях прямо на улице, среди бела дня задержали милиционеры, отвели в отдел и побрили бороду. Не попросили, а заставили. И все это делалось под оскорбления его убеждений и веры. Представьте, до какой степени можно унизить человека, его достоинство, его естество. Просто взять и насильно побрить. Это можно забыть и простить? Нет. Это может стать причиной недовольства, ненависти к власти? Да”, – подчеркивает Икром.


Правозащитники неоднократно заявляли, что в ходе борьбы с терроризмом и радикализмом страдают и религиозные, верующие люди, не имеющие никакого отношения ни к радикальным идеям, ни к террористическим организациям.


27-летний Икром в настоящий момент проживает в Египте. Он рассказывает, что в Каире немало таджиков, которые не хотят возвращаться на родину, боясь давления и репрессий. Он также отказался называть свое настоящее имя из-за опасения, что его родных будут преследовать в Таджикистане.


“Здесь много таджиков, чеченцев, азербайджанцев, которые не хотят уезжать на родину. Очень тяжелые условия жизни здесь, нет работы, боязнь депортации. Отсутствие возможности изменить свою жизнь и как-то реализовать себя делают свое дело. Люди меняются, они становятся агрессивными, начинают поддерживать радикальные идеи”, – поясняет Икром.


Анора Саркорова


Источник  -  bbc.co.uk



Почему таджикские мигранты уезжают воевать в Сирию

0 коммент.:

Отправить комментарий