Заместитель хякима Дашогузского велаята Гурбангуль Атаева отменила свое требование, обязывающее школьниц вплетать в косы «аладжа» — плетенки из разноцветных нитей, предохраняющие, по местным поверьям, от сглаза. Теперь ученицам рекомендовано использовать черные резиновые колечки для фиксации волос в косичках.
В нашей, нашумевшей в Дашогузе, публикации о «подвигах» этой чиновницы, мы сообщали что аладжа хоть и является традиционной для туркмен атрибутикой, но противоречит нормам ислама.
И здесь уместно еще раз вернуться к уже неоднократно поднимаемой нами теме — что же такое «мораль», «нравственность», «традиции» в понимании руководителей страны? Ведь эти термины включены в туркменские законы и постановления, а юридической трактовки они не имеют. Да и могут ли иметь?
Приведенный пример как раз и говорит, что «моральные нормы», «общественная нравственность», «национальные традиции» могут пониматься разными людьми по-разному. И хорошо, что Г.Атаева, по своей ли инициативе или по указке из Ашхабада, отреагировала на критику и отменила свое решение.
Хорошо, что наши статьи, о «забытых» властями страны, представителях туркменской творческой интеллигенции, сподвигли государственные СМИ и прогосударственные сайты к публикациям об известных деятелях культуры, искусства, науки, литературы, о которых до этого не вспоминали.
Хорошо, что наконец-то в правительстве отважились опубликовать хоть один некролог по поводу кончины известного человека. До этого соболезнования в связи со смертью известных личностей высказывались, к сожалению, только на нашем сайте. Надеюсь, теперь разрешат и обычным людям публиковать соболезнования, как это было раньше и как это принято в других странах.
Наверное можно сказать, что эти действия властей направлены на сохранение традиций и нравственных устоев. И это можно только приветствовать.
Но одновременно с этими действиями продолжают рождаться чуднЫе инициативы не в меру ретивых чиновников.
Кто-то наверху, очевидно не сильно образованный (а остались ли там хорошо образованные?) решил, что в былые времена туркменские старики не носили усов, только бороды. И теперь на всех торжествах сидят белобородые и безусые аксакалы. Иначе их не пропустят в зал. Но если посмотреть на сохранившиеся фотографии вождя западных туркмен — Дыкма-сердара и его окружение, они носили усы, Джунаит-хан, возглавлявший северных туркмен, тоже носил усы. И даже Махтумкули (из южных туркмен) на всех картинах изображается с усами. Но вот теперь решили, что туркмены должны быть без усов.
В руководстве страны поддерживают мусульманскую религию. В частности, мечети имеют два банковских счета, один — для пожертвований от населения, другой — куда поступают государственные средства. Кроме того, имамы практически всех мечетей имеют автотранспорт, приобретенный и содержащийся так же за госсчет. Возможно так и надо, не берусь судить. Могу только констатировать, что это противоречит Основному закону, по которому Туркменистан является светским государством.
Однако, опять таки по решению того же руководства сносят мечети. Мечеть в столичном районе «8 марта», построенная на народные средства относительно недавно, была снесена. Снесли и Большую нохурскую мечеть на «Гаже». Сейчас столичными властями принято решение о сносе Иранской мечети…
Насколько это уместно и насколько соответствует понятиям руководства страны о морали и нравственности, опять таки не мне судить.
Беда в том, что «традиции», «мораль», «нравственность» сейчас сочиняются весьма инициативными, но весьма малообразованными начальниками, желающими выделиться, продемонстрировать свою исполнительность и преданность главному начальнику. То бишь сочиняются такими же людьми, как Гурбангуль Атаева, прилюдно кроющая матом своих подчиненных одновременно уча их морали и нравственности.
А если посмотреть на результаты этой борьбы за нравственность, которую на протяжении двадцати с лишним лет ведут туркменские власти, то получается не очень радужная картина. Общество, особенно молодежь, криминализируется, тюрьмы переполнены уголовниками. В каждой школе есть беременные ученицы. Значительную часть проституток в Турции составляют наши соотечественницы. Наши студенты зарубежных вузов ведут себя так, что, например, в Белоруссии создают для них своего рода резервации…
Мне кажется, что «национальные традиции» — это нечто другое нежели заставлять всех женщин и девочек, невзирая на их национальность, носить туркменскую одежду или заставлять стариков брить усы…
Если уж правительство имеет серьезные намерения решать эти проблемы, то наверное не отдельные чиновники должны определять критерии нравственности и морали, а авторитетные деятели культуры (Прим. Шагулыева и ее коллеги по цеху к таковым не относятся) и уважаемые в народе священнослужители.
Но в любом случае, включение этих терминов в юридическую сферу и использование их в законотворчестве и правоприменительной практике — это, на мой взгляд, нонсенс. И с точки зрения прав человека — это неприемлемо.
Источник — chrono-tm.org
Сочиняя собственную мораль…
0 коммент.:
Отправить комментарий