Лента новостей
Загрузка...

Таджикистан и ЕврАзЭС: вступать или не вступать?

В Таджикистане продолжает обсуждаться перспектива вступления страны в Евразийское Экономическое Сообщество (ЕАЭС). У этой идеи в республике есть как свои сторонники, так и противники. Официальное таджикское правительство пока "держит паузу", ссылаясь на то, что вначале необходимо всесторонне изучить данный вопрос. Своей точкой зрения в этом вопросе делится Председатель Совета экспертного клуба "Евразийское развитие" Абдулло ХАБИБОВ.

Таджикистан сегодня находится в самой сердцевине геополитических и геоэкономических процессов Центральной Азии, где пересекаются геостратегические интересы трех сверхдержав - США, Китая и России, каждая из которых стремится укрепить и упрочить свое присутствие и влияние в этом регионе, прежде всего реализацией крупных региональных проектов интеграционного характера.

Американская концепция – региональный проект "Новый шелковый путь" направлен на связку Центральной и Южной Азии, через использование их энергетических и транспортных возможностей, открытие странам Центральной Азии выхода к ближайшему открытому морю и главное - отторжение их от своих геополитических соперников, т.е. России и Китая. Проектом предусмотрено строительство CASA-1000, в основе которого лежит идея создания общего энергетического рынка, ориентированного на свыше 250 млн. потребителей. Протяженность ЛЭП по территории 4 государств (Афганистан, Пакистан, Кыргызстан и Таджикистан) составит 1200 км, стоимость проекта оценивается в $1.17 млрд.

Другой проект этой инициативы - строительство железной дороги Туркменистан-Афганистан-Таджикистан (ТАТ) протяженностью более 400 км, который оценивается в $2 млрд. Инициатива "Новый шелковый путь" также фокусируется на создании транспортно-логистической системы, инфраструктуры и региональной торговли.

Во время своих визитов в страны Центральной и Юго-Восточной Азии в прошлом году председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин выдвинул Региональный проект по совместному созданию "Экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути ХХI века "Один пояс, один путь". Данный проект уже нашел практическую реализацию, когда под патронажем КНР был создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с уставным капиталом в $100 млрд., куда в январе этого года вошел и Таджикистан. По некоторым данным, для реализации этого проекта КНР готова выделить более $1 триллиарда. Таджикистан для активного включения страны в мегапроект, предлагает более 10 проектов. Например, строительство железной дороги, газопроводов, создание многоцелевых хабов, туристического ресурсно-консалтингового центра в Варзобе, мясоперерабатывающего кластера в Файзабаде и ювелирного - в Ишкашимской свободно-экономической зоне, реализация которых может гарантировать устойчивый рост экономики Таджикистана.

Что касается ЕАЭС, то оно развивается как альтернатива вышеперечисленным инициативам. Можно предположить, что Таджикистан оказался в сложной ситуации при определении собственной позиции в интеграционном выборе.

С одной стороны, США и партнерские союзы, объединяющие в своем составе наиболее развитые страны мира, с другой - Китай, с которым в последние годы сложились стратегические партнерские отношения. И, конечно, Россия – наш стратегический партнер, который также инвестирует в развитие экономики страны, а главное, трудоустраивает более 1,5 миллиона наших трудовых мигрантов, денежные поступления от которых составляет более половины бюджета страны. Более того, с Россией нас связывает общность советского культурно-исторического наследия, которое значительно облегчает общение людей и ведение бизнеса.

Очевидно, что в таджикском обществе есть те, кто ратует за сближение с США, и те, кто предлагают идти с Китаем, и третьи, кто видит будущее Таджикистана вместе с Россией в составе Евразийского экономического союза.

По наблюдениям экспертов, несмотря на официальное заявление Президента республики Эмомали Рахмона в октябре 2014 года на заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества в Минске о необходимости изучения экономической базы и правовых документов ЕАЭС с целью возможного дальнейшего вхождения в это новое интеграционное объединение, системная подготовительная работа в стране еще недостаточно организована. В основном, обсуждения по интеграции проходят на уровне экспертного сообщества, в то время когда экономический блок правительства должен выступать заинтересованным лицом и возглавить работу в этом направлении.

Противники вступления республики в Евразийский экономический союз предостерегают о том, что ЕАЭС создается по подобию СССР и слабые в экономическом плане страны, как например, Таджикистан, попадая в зависимость, тем самым, могут потерять государственный суверенитет. Наблюдения показывают, что в целом, образование ЕАЭС воспринимается общественностью положительно. Проведенный опрос показал, что более 70% - за вступление республики в этот союз.

Между тем, в настоящее время в стране имеется серьезный дефицит качественной информации о возможных последствиях ее интеграции в ЕАЭС. По моему мнению, это и является одним из главных препятствий на пути к более активному и заинтересованному рассмотрению данного вопроса и выработке сильной переговорной позиции Таджикистана для вступления в Экономический союз.

Хотелось бы выделить ключевые позиции, которые необходимо обсуждать в первую очередь, при рассмотрении вопросов о Евразийской интеграции и разработке дорожной карты. Важнейшим аспектом интеграции и фактором ее успешности является состояние и развитие реального сектора экономики страны. Сегодня у нас почти не производятся конкурентоспособные, ориентированные на экспорт, товары. Поэтому многие надеются, что членство в Евразийском Союзе даст новые возможности для привлечения инвестиций и создания в стране новых высокотехнологических производственных мощностей, как для внутреннего рынка, так и для экспорта в страны-партнеры. На нынешнем этапе Таджикистану, в первую очередь, нужна помощь в разработке программы новой индустриализации страны.

Подобная программа должна включить как внутренние меры по стимулированию развития малого и среднего бизнеса, так и стратегические и инвестиционные проекты, которые будут поддержаны партнерами по интеграции. Такая программа может быть предложена в качестве основы деятельности института, аналогичного созданному недавно Российско-Кыргызскому фонду развития в рамках Экономического союза.

Следующим важным фактором успешной интеграции является вывод Таджикистана из транспортного тупика, создании прямого железнодорожного сообщения с другими странами союза. Скорейшее решение этого вопроса имеет сугубо практическое значение. Имеется в виду не создание альтернативы маршруту через Узбекистан, необходимость, в котором может отпасть при урегулировании двусторонних отношений. Не менее важным представляется эффект "сквозной" включенности территории Кыргызстана в пространство ЕАЭС, что является предпосылкой успешности присутствия этой страны в данном интеграционном образовании. Кроме того, крайне важно иметь в перспективе прямое соединение транспортного пространства Евразийского объединения с территорией Афганистана, что резко улучшит экономические перспективы Таджикистана, Кыргызстана и в целом, союза в Центральной и Южной Азии.

Другим важным ключевым преимуществом Таджикистана является наличие огромного гидроэнергетического потенциала. Электроэнергия востребована и на внутреннем рынке, где проблема энергодефицита является важнейшим ограничителем промышленного развития, и на внешнем - для нужд Афганистана, Пакистана и Северной Индии. Иными словами, поставка большого объема электроэнергии в Южный сектор общего рынка Центральной Азии является необходимым условием социально-экономической и военно-политической стабильности всего региона. Очевидно, что реализация гидроэнергетических проектов в Таджикистане требует создания соответствующих политических условий в виде нормализации двухсторонних отношений со странами региона, в чем неоценимую помощь могли бы оказать члены Экономического союза и прежде всего, Россия.

В настоящий момент, основным движущим фактором роста экономики Таджикистана является экспорт рабочей силы, которая насчитывает более 1,5 млн. человек. Интеграционные процессы напрямую повлияют на решение вопроса о статусе и условиях работы таджикских трудовых мигрантов в России и других странах Объединения. При вступлении республики в ЕАЭС, положение раздела 26 Договора "О Евразийском Экономическом Союзе" создаст прочную основу для резкого улучшения положения наших трудовых мигрантов в рамках процесса евразийской интеграции.

Между тем, уже сейчас видно, что вхождение Таджикистана в Союз будет сопряжено с рядом краткосрочных и долгосрочных негативных эффектов. Прежде всего, речь идет о резком снижении поступлений таможенных платежей в бюджет. Кроме того процессы унификации национального законодательства к нормативной базе Евразийского союза, гармонизации методологии таможенной статистики и другие подобные процедуры потребуют немалых ресурсов, как финансовых, так и временных. Данный аспект интеграции, по нашему мнению, потребует глубокой проработки и объективной оценки экспертами и соответствующей комиссии Евразийского союза с целью формирования переговорной позиции Душанбе в части условий о компенсации на первом этапе потерь, связанных с адаптацией экономики и законодательства страны к требованиям Союза. Кроме того, как в случае с Кыргызстаном, особое изучение потребует вопрос об экономических рисках, потерях и возможных претензиях со стороны третьих стран в связи с изменениями в режиме двусторонней торговли Таджикистана с ними при его вхождении в ЕАЭС.

Немалое беспокойство вызывает вопрос о последствиях евразийской интеграции Таджикистана для его отношений с Китаем. Однако анализ показывает, что вхождение нашей страны в Евразийский Союз резко повысит для Китая привлекательность сотрудничества с Таджикистаном, с точки зрения использования транзитного потенциала единой таможенной территории от Душанбе до Бреста. Думается, членство Таджикистана в Союзе только усилит его позиции во взаимодействии с Китаем.

Другой важной проблемой, требующей скорейшего решения в интересах совместного развития, является отсутствие взаимного понимания между Кыргызстаном и Таджикистаном по поводу правового статуса их общей границы.

С вступлением Кыргызстана в Евразийский экономический союз раньше Таджикистана эта проблема приобрела особое звучание, поскольку полноценное оформление внешней таможенной границы Экономического Союза на границе между Таджикистаном и Кыргызстаном, с одной стороны, требует немалых средств, взаимных уступок и времени, а с другой стороны, в случае последующего присоединения Таджикистана к Союзу, окажется бесполезным делом.

Изложенные выше и многие другие вопросы взаимодействия и подготовки к вступлению Таджикистана в ЕАЭС потребуют качественной проработки и объективного анализа всех сторон при разработке дорожной карты. Думается, в этом вопросе необходима экспертная и другая помощь Межведомственной экспертной группе, созданной Правительством РТ.

Центрально-Азиатский экспертный клуб "Евразийское развитие" в свою очередь, будет делать все возможное для качественного экспертного и информационно-аналитического обеспечения процесса евразийской интеграции Таджикистана и приглашает заинтересованных экспертов принять участие в подготовке Республики Таджикистан к вступлению в Евразийский экономический союз.

Источник - Asia-Plus

0 коммент.:

Отправить комментарий