Лента новостей
Загрузка...

Склеит ли Москва осколки империи?

3-32-eggr644-3809Этот вопрос возникает после прочтения статьи Евгения Сатановского, президента Института Ближнего Востока, размещенной на сайте «Военно-промышленный курьер». Поскольку статья носит во многом символичное название «Непредсказуемые осколки империи», и посвящена догадкам о деталях «большой игры» вокруг Афганистана.


Любопытно, что анализ ситуации вокруг Афганистана автор начинает с упреков в адрес постсоветских стран, граничащих с ним.


Вот как это оформлено у Евгения: «Отметим, что любые публикации, посвященные текущей ситуации на постсоветском пространстве, как правило, вызывают неоднозначную реакцию в странах, о которых идет речь, провоцируя появление “ответов” местных авторов, в основе которых обычно лежит теория заговора, базирующаяся на подозрениях в адрес России, с намеками на желание Москвы вмешаться во внутренние дела той или иной республики».


Довольно верно подмечено, только эта реплика нуждается в небольших уточнениях. Во-первых, эти теории заговора базируются не на подозрениях в адрес России, а реальных претензиях по поводу реальных фактов, когда по той или иной причине Москва вмешивается во внутренние дела республик Средней Азии. Во-вторых, речь идет не о желании Москвы вмешаться, а о реальном вмешательстве. И в-третьих, публикация тенденциозных мнений по ситуации в той или иной стране Средней Азии сама по себе вмешательство в жизнь этих стран с целью формирования общественного мнения в нужном для определенных кругов России русле.


Евгений дальше пишет, что местные элиты якобы убеждены в том, что «Россия хочет восстановления Советского Союза и единственное, что мешает ей вновь занять позицию “старшего брата” в Центральной Азии и Закавказье, – влияние США, Евросоюза и Китая».


Это тоже довольно спорный тезис. Ведь местные элиты далеко не однородны. Кто-то из них настроен против России, а кто-то тяготеет к мысли об интеграции с ней. Опять же мешают восстановлению Советского Союза и влиятельные силы в самой России, считающие ненужной обузой ту же Среднюю Азию. Если помните, есть там лозунги: «Хватит кормить Кавказ!»


Автор называет «мифической угрозой» вероятность вторжения с севера, хотя исторически именно Россия воевала за захват Средней Азии, намекая на опасность вторжения с юга. Все тринадцать лет после ввода войск США и НАТО в Афганистан российские эксперты буквально исходят на пену в утверждениях о том, что «великий и ужасный» Афганистан рано или поздно нападет на беззащитную Среднюю Азию. И что тогда Пекин, Брюссель или Вашингтон не придут на помощь бедным жителям стран Средней Азии. Может, хватит уже стращать?


Нет, не хватит. Евгений Сатановский опять садится на «любимого конька» и выдвигает завиральные версии по поводу визита в Туркменистан президента Узбекистана: «В то же время усиливающаяся координация действий Ашхабада и Ташкента во многом связана не столько со стратегическими, двусторонними и многосторонними проектами в сфере экономики, сколько с текущей ситуацией в Афганистане. Именно с ней наблюдатели связывают экстренный октябрьский визит в Туркменистан узбекского президента. Фактически речь идет, по крайней мере с узбекской стороны, о формировании коалиции, которая могла бы реально противостоять угрозе с территории Афганистана».


Сама мысль о том, что Узбекистан с Туркменистаном объединяются в некую коалицию, вызывает активное неприятие у российского политолога. В его представлении страны Средней Азии не могут и не должны объединяться в любых целях, они могут и должны только униженно молить Россию помочь. И мнимую экстренность планового визита президента Узбекистана Евгению хочется увидеть, чтобы показать несуществующую панику.


Еще большее недовольство автора вызывают намерения стран Средней Азии создавать союзы в целях оформления транспортных коридоров в обход России. Особо критикуется такой проект с участием Туркменистана, Ирана, Омана и Узбекистана.


Коридор «Центральная Азия – Персидский залив» по мнению Евгения не имеет перспектив: «В то же время речь пока идет именно о грузовом транзите, а не о поставках в южном направлении центральноазиатских энергоресурсов, и сомнительно, возможны ли они в принципе. Ни Ирану, по территории которого идет транзит, ни вышедшему из проекта, но остающемуся важным региональным игроком Катару такие поставки ни в малейшей степени не нужны».


Забавно, что Евгений грозится Туркменистану тем, что «Газпром» в 2015 году может отказаться совсем от закупок туркменского газа, если там не снизят цены на него, но при этом опасается возможного проникновения газа из Средней Азии в Персидский залив. Естественно, и проекту ТАПИ в его обзоре отведено немало места. Причем вероятность его реализации названа минимальной. Опять-таки по причине войны на севере Афганистана. Вот и Транскаспийский газопровод был торпедирован по причине угрозы России: воспрепятствовать этому любыми, даже военными способами. Отчего же при этом угроза со стороны России рисуется «мифической»?


Сатановский прямо-таки мечтает о финансовом кризисе в Ашхабаде: «Согласно информации экспертов руководство страны обсуждало отмену конвертации маната, для чего были подготовлены все документы. Речь о финансовом кризисе пока не идет, но без какого- либо прорыва в экспорте газа он вполне может произойти. ТАПИ же или ТКГ могли бы укрепить позицию Туркменистана в переговорах как с КНР, так и с ЕС».


Отчего же он умалчивает о переговорах с «Газпромом»? Понятно, ведь Россия способствовала блокировке ТАПИ и ТКГ, поэтому неудобно открыто злорадствовать по этому поводу. Туркмены могут догадаться…


Устав пугать Туркменистан Афганистаном, Китаем, ЕС, Евгений берет на роль нового пугала всех туркмен Иран: «Иран в ближайшее время откажется от туркменского газа. Он закупал газ для севера страны, в основном для частных домохозяйств. Сейчас иранцы нарастили добычу газа, подтянули трубы с юга и переключились на собственные источники. Поскольку санкции ООН с ИРИ в настоящее время снимаются, то иранский газ, на который западным сообществом делается ставка в противовес российским поставкам, может пойти в Европу, в том числе как альтернатива туркменскому. Что превращает Тегеран в прямого конкурента Ашхабаду».


Если Иран планирует поставки газа в Европу, а ТКГ из Туркменистана по дну Каспия успешно заблокирован, то с какого это перепоя или перепугу Тегеран и Ашхабад конкуренты? Иранский газ скорее собьет цену газа из России. Ну, по этому поводу примите сочувствия…


Так что слухи о том, что Иран перестанет покупать туркменский газ, явно преувеличены. И Евгений в глубине души сам прекрасно понимает это. Ведь после снятия санкций ООН с Ирана он реально увеличит поставки газа в Европу, а это вызовет рост внутренних потребностей в этом виде топлива. Это верно, как дважды два: продавать газ в Европу по высокой цене, скупать в Туркменистане газ по низкой цене, для своего народа. Кто откажется?


Еще одним проявлением старой, как мир, римской тактики «разделяй и властвуй», стали намеки на разжигание «водной войны» в Центральной Азии. Помнится, в свое время Путин приезжал в Кыргызстан с обещаниями о том, что Россия выступит спонсором постройки новых ГЭС для уменьшения стока воды в Сырдарью. Теперь вот лоббируется идея: выставить главным «застрельщиком» водных распрей Афганистан: «В 2012 году стало известно, что фонды из Катара и ОАЭ готовы выделить деньги на освоение указанной территории вдоль Амударьи, включая мелиоративные работы: прокладку каналов, планировку земель, закупку техники. Как в 2002-м, так и в настоящее время власти Афганистана предлагают соседям заключить новый договор по разделу вод Амударьи». :


Дескать, пока афганцы увлеченно занимались выращиванием опия, в Средней Азии поделили между собой Амударью. А теперь Афганистан вдруг решил вклиниться в этот «водораздел». С чего бы?


Неудобно цитировать слишком большой кусок из текста Сатановского, но придется: «В перспективе исламисты готовятся к захвату плацдарма за пределами Афганистана. Как правило, обсуждение направления возможного удара российскими экспертами сводится к оценкам, касающимся Ферганской долины. При этом не следует забывать о Сурхандарье – крупном аграрном массиве в Узбекистане на границе с Афганистаном, который имеет прямой выход к столице Таджикистана – Душанбе. Сурхандарьинская область изолирована от остального Узбекистана. Там живут много этнических таджиков, идет интенсивная инфильтрация с юга именно в населенные ими районы, причем по обоим направлениям – прямо в Узбекистан либо через Таджикистан и Туркменистан. В этой связи силовые ведомства Ташкента в ходе переговоров на высшем уровне просили Ашхабад распорядиться об укреплении участка туркменско-узбекской границы, от афганской территории вглубь, до Карши, а также усилить патрулирование (принципиальное согласие было получено)».


Господин президент института Ближнего Востока! Перед тем, как писать о том, что Сурхандарьинская область изолирована от остального Узбекистана, может, надо посмотреть на карту?! Таджиков там не больше, чем в Бухаре или Самарканде, а может, и меньше. И еще, откуда удается Вам отслеживать «интенсивную инфильтрацию» таджиков с юга? Они что, сверху из космоса помечены, как тараканы?! Не волнуйтесь, узбеки своих таджиков от афганских сразу отличат. Их даже красить не надо.


Евгений настолько осведомлен в делах боевиков из Афганистана, что невольно возникает подозрение: уж не в Москве ли они разработаны? Вот по этой цитате эта мысль возникла: «Таким образом, север отсекается от других районов Афганистана. Если такие планы боевиков, чье наступление носит название “Хайбар”, будут реализованы, остановится еще один трансграничный проект: железная дорога Туркменистан-Афганистан-Таджикистан. Она необходима Китаю, однако пока все ограничено проектными работами».


По этому поводу есть анекдот. В первые годы советской власти решили создать колхоз. На собрании мужики не могут придумать название. И вдруг один дед выскакивает: «Давайте назовем Рабиндранат Тагор!» Инструктор из райкома партии говорит: «Что дед, уважаете индийского писателя?!» Дед в ответ качает головой: «Нет, просто очень похоже на «едрить твою мать»!»


Сидели в Генштабе мужики, ломали головы над тем, как обозвать этот план наступления боевиков, чтобы грознее звучал. Потом кто-то выскочил с идеей: «Хайбар»! Его спрашивают: «А почему Хайбар?» Тот прямо отвечает: «Ну, это так похоже на наше «Х..й вам». Мол, наш ответ Китаю…


Впрочем, давайте не будем давать повод для новых обид Евгения о том, что очередной местный автор написал «ответы» с подозрениями в адрес России и теориями заговора. Просто приведем последние высказывания из его публикации: «Речь здесь не о том, что у исламистов есть центр, руководящий боевыми операциями и терактами на пространстве от Пакистана до Нигерии и от Сомали до Турции. И не о том, что США, Великобритания, Катар или Саудовская Аравия напрямую руководят созданной ими военно-террористической сетью. Но – о связи международного терроризма с трассами поставок нефти и газа».


И кто же больше увлечен теориями заговора? Евгений позволяет себе делать намек на то, что США, Великобритания, Катар или Саудовская Аравия плетут интриги против России, но обижается, когда этим занимаются его коллеги из Средней Азии. Почему? Ведь он сам откровенно признается в связи международного терроризма с трассами поставок нефти и газа. А кто у нас, кроме арабов, крепко подсажен на «нефтегазовую иглу», если не Россия?


Так что Средняя Азия вовсе не возражает против попыток России по склеиванию осколков бывшей империи. Вот только материал для склеивания выбран хуже некуда. Среднее поколение, романтично вспоминающее про его советскую юность, отдает себе отчет в том, что не все так было хорошо при Советах. Одно дело вспоминать с нотками ностальгии, но совсем другое – это прошлое возвращать. Невозможно дважды войти в одну и ту же реку, при всем желании. А молодежь и не знает, каково было в СССР, она туда вовсе и не стремится.


Музаффар Хамраев, политолог


Из почтового адреса редакции


Источник –  Союз независимых журналистов



Склеит ли Москва осколки империи?

0 коммент.:

Отправить комментарий