Визит в Ашхабад президента Ирана Хасана Рухани недаром вызвал напряженное ожидание в Москве. Ведь все последние месяцы по каналам СМИ проводилась мощная информационная «промывка мозгов» в целях обосновать предполагаемое летнее вторжение боевиков в Туркмению с территории Афганистана. Уйдет ли Туркмения под иранский «зонтик» или прогнозируемое наступление боевиков ИГИЛ с территории Афганистана состоится? Визит Рухани много решает.
У России сразу несколько поводов для неприязни к властям в Ашхабаде. Во-первых, там решили уйти от монополии Москвы на поставки туркменского газа, последствием чего стало нарастание уже китайской монополии. Во-вторых, Туркмения не отказывается от поставок газа по дну Каспийского моря в Европу. В-третьих, Ашхабад продолжает борьбу за американский проект поставки газа в Пакистан и Индию по землям Афганистана. В-четвертых, Туркмения позволила Китаю проложить железную дорогу в Иран через Казахстан, что облегчило путь китайским товарам в Европу в обход России.
Все эти четыре угрозы международному геополитическому авторитету России и привели к решению Москвы об организации вторжения боевиков с территории Афганистана. Россия рассчитывает на то, что эта бойня вынудит президента Гурбангулы Бердымухамедова отказаться от амбициозных планов участия в прокладке газопроводов. На запас в загашнике есть еще вариант с защитой «обиженных россиян» в Туркмении.
Так что обещание военной помощи со стороны Тегерана может стать в этой ситуации мощным стимулом для смелости официального Ашхабада. Но в Тегеране тоже не заинтересованы в этих газопроводах, поскольку иранцы сами являются экспортерами газа, конкурируя в этом с туркменами. Станет ли Рухани простирать над Туркменией свой военный «зонтик» без серьезных предварительных оговорок? И что потребует взамен?
Естественно, российские эксперты стремятся запустить «дымовые завесы» о наличии катарского и турецкого следов в обострении афганского приграничья, о чем говорит и эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев: «Растущая напряженность на афганско-туркменской границе не может не беспокоить Тегеран, особенно учитывая наличие катарского и турецкого «следов» в активности афганских группировок. Слабость силовых структур Туркмении, ставшая следствием политики нейтралитета, актуализирует вопрос о внешней помощи Ашхабаду в случае, если приграничные боестолкновения примут больший масштаб».
С другой стороны любопытно, что Князев пытается аккуратно ввести в заблуждение публику доводами о том, что угрозы из Афганистана исходят якобы от этнических туркменов: «С учетом того, что угрожающие Туркмении афганские группировки в основном состоят из этнических туркмен Афганистана, отдельную озабоченность иранского руководства вызывает туркменская община в своей стране, насчитывающая около полутора миллионов человек. Иранские туркмены к тому же исповедуют суннизм, что позволяет заинтересованным внешним силам противопоставлять их шиитскому большинству и руководству Ирана».
Понятно желание Князева сыграть на антагонизме суннитов и шиитов, но в ситуации, когда дело пахнет большими деньгами, эти обстоятельства на время отходят на второй план. С какой стати туркмены Афганистана, мирно ладившие все эти годы с туркменами Туркмении, вдруг возненавидят своих братьев по ту сторону границы? По «мановению волшебной палочки» из рук господина Князева? Да и доля туркмен в экстремистском подполье Сирии не так велика, как изображает Князев. Россиян там гораздо больше.
Директор Аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев добавил к этой дезинформации от Князева еще одну, о том, что якобы основной поток наркотиков из Афганистана в Европу идет через Иран. Может, так оно было на начальной стадии транзита, однако наличие «дырявых» Таджикистана, Киргизии и Казахстана значительно упростило работу поставщиков в Европу смертоносного зелья. И теперь Россия стала главным маршрутом транзита, а заодно и основным потребителем героина. Ежегодно сто тысяч россиян мрут от потребления наркотиков. Тут никакой войны и санкций не надо.
Вот и хазарейцы в Афганистане являются не проблемой для Ирана, а его боевым отрядом, с которым вынуждены считаться внешние игроки из других крупных держав. Поэтому эскалация насилия на севере Афганистана в настоящее время присутствует больше в информационном пространстве, и Иран пока не намерен подыгрывать России в этой грязной игре.
Так что единственная надежда российских экспертов от визита Хасана Рухани в Ашхабад состоит в том, что Иран может притормозить подводный проект Туркмении по транзиту газа в Европу. Здесь позиции Тегерана вполне совпадают с Москвой, поскольку Анкара надеется с помощью Ашхабада на новые скидки для себя при поступлении газа из «Турецкого потока». Вряд ли Тегеран будет заинтересован в столь быстром надувании Анкары…
Сердар Бердиев
Из почтового адреса редакции
Источник – Союз независимых журналистов
Уйдет ли Туркмения под иранский «зонтик»?
0 коммент.:
Отправить комментарий