Лента новостей
Загрузка...

Ложь об угрозе ИГИЛ в Узбекистане: очередная страшилка и неудачная фальшивка

ig-494s-pravdaВ Рунете есть памятка «Как вести себя с незнакомой собакой на улице». Она предназначена для родителей, которые должны обучать ребенка действиям, необходимым, чтобы обезопасить себя от нападений бродячих собак. Памятка написана таким образом, что она внушает читателю на подсознательном уровне мнение о том, что присутствие этих самых собак на каждой улице естественный и неопровержимый факт. Примерно такая же информационная технология применяется в последнее время некоторыми российскими интернет ресурсами, которые муссируют вымышленные «сведения» об угрозе ИГИЛ, «нависшей над странами Центральной Азии». Наблюдая за этой информационно-психологической операцией, невольно возникает мысль о том, что ее заказчики стремятся внушать читателям, что боевики утопического «Халифата» чуть ли не свободно болтаются по улицам центральноазиатских стран – по аналогии «бродячих собак».


При этом складывается впечатление, что манипуляторы исходят из геббельского принципа «Чем наглее ложь, тем легче в нее поверят», поскольку в последних материалах упор сделан на распространение дезинформации о, якобы, усилении угрозы ИГИЛ … в Узбекистане ! – в самой сильной и самой защищенной стране региона, и тем более, со ссылкой на узбекскую Службу национальной безопасности (СНБ), которая пользуется заслуженным авторитетом в сфере борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом.


Так, 21 марта 2015 года РИА «Новости» разместило на своем Интернет-портале сообщение, озаглавленное как «Узбекистан встревожен активностью ИГ в Центральной Азии». Характерной чертой сообщения является то, что, во-первых, его автор не указан, во-вторых, оно написано с прямой ссылкой на СНБ, как будто агентство получило информацию из самого Ташкента. Сообщение начинается буквально со следующих слов [цитата]: По данным Службы национальной безопасности Узбекистана, в настоящее время на стороне ИГИЛ воюет порядка 5 тысяч членов примкнувшего к нему «Исламского движения Узбекистана»….


Далее пишется [цитата]: Власти Узбекистана встревожены появлением отрядов ИГИЛ в соседнем Афганистане, заявил аналитик, сотрудник Службы национальной безопасности (СНБ) страны Бахтиер Шарафов.


Затем развивается тезис об усилении угрозы ИГИЛ против Узбекистана со слов Б.Шарафова уже со ссылкой на первоисточник информации [цитата]: Появление ИГИЛ у самых «ворот в Среднюю Азию» означает, что потенциальная угроза превысила уровень терактов и боевых операций», — заявил Шарифов, которого в субботу цитирует интернет-издание centralasiaonline.com.


При этом РИА «Новости» без указания какого-либо источника добавляет в свое сообщение весьма сомнительную информацию о том, что, якобы: [цитата]: МВД Узбекистана в эти дни проводит масштабную операцию «Чистка-антитеррор», направленную на обеспечение безопасности в стране в связи с празднованием в субботу Навруза — праздника весеннего равноденствия. Ранее представитель спецслужб Узбекистана заявлял, что ИГ планировала в марте теракты в республике на праздник, а также в связи с выборами президента страны, назначенными на 29 марта.


Сомнительность последней информации в том, что ни одно другое агентство не сообщило о масштабной антитеррористической операции в Узбекистане. В медиа материалах, поступающих в эти дни из официальных СМИ и неформальных, так сказать, «народных» источников (Твиттер, Инстаграмм, Фейсбук, Одноклассники и т.д.) в Ташкенте преобладает весенно-праздничный настрой и нет ни малейших признаков какой-либо паники или военизированных мероприятий, проводимых в данной стране.


Следует отметить, что и сам факт интервью представителя СНБ американскому интернет-изданию centralasiaonline.com выглядит достаточно подозрительным по ряду причин. Во-первых, любой обозреватель, интересующийся данной тематикой обратит внимание на то, что человек по имени Бахтиер Шарафов, представленный как аналитик СНБ, ранее ни разу и ни где не выступал ни по вопросам борьбы с терроризмом, ни по другим проблемам. Во-вторых, фразы и формулировки, цитируемые сайтом centralasiaonline.com, а затем и РИА «Новости» «со слов» Б.Шарафова совсем не свойственны, вообще, аналитикам, и тем более аналитикам такого серьезного учреждения как СНБ. В-третьих, если аналитик представился официально как сотрудник СНБ и намеревался публично высказать какое-либо сообщение или экспертную оценку, то наверняка он смог бы найти возможность сделать это более официально и использовать для этого широкий спектр трибун. В конце концов, такое крупное информационное агентство, как РИА «Новости» наверняка имеет своего представителя в Узбекистане и могло бы проверить достоверность информацию centralasiaonline.com, и в случае подтверждения, обновить и расширить ее для своих читателей, поскольку она касается очень серьезных вопросов – вопросов национальной безопасности в одном из важных государств, имеющих тесные партнерские связи с Российской Федерацией.


Однако российское агентство только копировало цитаты из американского издания и не смогло привести ни одного другого сообщения ни от Б.Шарафова, ни от других представителей СНБ или остальных правоохранительных структур Узбекистана.


Такое странное поведение РИА «Новости», широко и поспешно распространившего данного рода сообщения, вызывает вполне обоснованное недоумение у любого серьезного читателя и создает некоторую почву для подозрения в некой информационной «игре». Подозрение усиливается если учесть тот факт, что, несмотря на всю сомнительность указанного сообщения, оно было перепечатано многими другими российскими информационными агентствами спустя всего несколько минут после своего первого появления в пространстве Рунета.


В частности, один из ведущих российских новостных телеканалов – «RT-TV» распространил его на своем официальном портале уже как собственное сообщение РИА «Новости», без ссылки на интернет-издание centralasiaonline.com. Таким образом, произошло своего рода «отмывание дезинформации», которая, вполне возможно, целенаправленно первоначально была запушена с источника в Ташкенте, чтобы потом освоить ее для дальнейшего использования по специальной задаче.


Имеются достаточно оснований для развития такой дедуктивной логики, поскольку «эстафету» дезинформации одновременно и быстро перехватили остальные информационные ресурсы Рунета, например, ИА «Регнум», или же такие довольно специфические интернет-издания, как «Военный обозреватель», особенно «Биржевой лидер», который отличается в последнее время однобоким, тенденциозно-критическим освещением всех событий, происходящих в Узбекистане, и не уделяет ни малейшего внимания на позитивные тренды, наблюдаемые в развитии внутренней и внешней политике данной республики, например, в ее связях с Россией.


Все перепечатки один за другим повторили один и тот же апробированный РИА «Новости», а значит – как бы «утвержденный с верху» контент. Получился массивный брось дезинформации, активное навязывание широкой аудитории ложного тезиса, основной смысл которого сводится к тому, что «многотысячная армия боевиков ИГИЛ прямо угрожает дестабилизацией Узбекистану и власти данной страны чуть ли не в панике от этого».


Бросается в глаза участие в такой «информационной операции» обозревателя московского издания «Свободная Пресса» Антона Мардасова, который в последнее время едва ли не на ежедневной основе печатает (видимо под одной фамилией работает группа журналистов – прим. автора) комментарии на «горячие» международные темы с характерным напористым антизападным и ура-патриотическим акцентом.


В своей статье «Тревожный Навруз Узбекистана», опубликованной 22 марта 2015 года на сайте svpressa.ru, он не ограничивается только повторением распространенных РИА «Новости» тезисов, но и старается «приукрасить» их, добавляя от себя новые эмоциональные элементы. К примеру, он пишет, что праздничный день Навруза «омрачен» в Узбекистане угрозами ИГИЛ/ИДУ и проведением правоохранительными органами страны масштабной антитеррористической операции. По своему комментируя «слова» Б.Шарафова, цитированные РИА “Новости”, А.Мардасов подчеркивает, что [цитата]: представители спецслужб Узбекистана говорят уже не просто о терактах, а о возможности полномасштабного вторжения боевиков ИГ на территорию страны.


Далее он свои комментарии разбавляет «экспертными оценками» ряда российских специалистов по Центральной Азии, задавая им наводящие вопросы о причинах возникновения такой «тревожной» ситуации в Узбекистане и ее опасности для России, а также причастности западных спецслужб ко всему этому.


В ответах и авторских комментариях А.Мардасова звучат различные доводы и домыслы о том, что «хрупкость обстановки» в Узбекистане, якобы, обусловлены возрастающим уровнем социального недовольства в этой стране, непопулярностью ее официальных властей среди населения, особенно, молодежи. Отдельным критическим пунктом проходит мысль о том, что «Узбекистан не входит в интеграционные объединения» и, якобы, поэтому «отсутствует возможность развития экономики» и эффективного устранения угрозы религиозного экстремизма и т.д.


Интересно, что данная статья А.Мардасова является логическим продолжением его предыдущей публикации по данной тематике, размещенной на сайте svpressa.ru 18 марта 2015 года под многозначительным заголовком «Угроза с Востока» (кстати, других статьей по Центральной Азии у этого автора нет, что также свидетельствует о заказном характере рассматриваемого материала – прим. автора). В этом материале А.Мардасов пытается доказать, что ИГИЛ является креатурой западных спецслужб и акцентирует внимание на то, что страны Центральной Азии, не входящие в ОДКБ, не смогут справиться с таким «монстром» самостоятельно, без привлечения сил этого военно-политического блока, возглавляемого Россией. Он цитирует генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, который 16 марта 2015 года в ходе визита в Таджикистан заявил, что в случае возникновения конфликта на границе стран Центральной Азии с Афганистаном, ОДКБ будет в состоянии доставить свои войска в этот район «в течение трех дней». Смысл статьи А.Мардасова заключается в том, что для обеспечения безопасности России и стран Центральной Азии от угрозы с Востока «надо собрать всех киргизских, узбекских и таджикских вождей за одним столом, и твердо сказать» о необходимости интеграции под крылом ОДКБ.


В этом контексте мотивы усилий А.Мардасова и заказчиков его статьей становятся ясными если учитывать то, что перед визитом в Таджикистане Н.Бордюжа публично жаловался на нежелание Узбекистана участвовать в деятельности ОДКБ. 17 марта 2015 года на встрече с журналистами в штаб-квартире ОДКБ в Москве он заявил, что Узбекистан «не реагируют на предложения ОДКБ о сотрудничестве в борьбе с терроризмом». «К моему глубокому сожалению, у нас сегодня практически нет деловых отношений с соответствующими службами Узбекистана, хотя предложения к сотрудничеству с нашей стороны звучат и звучали неоднократно», – заявил генсек ОДКБ. «Мы говорим: давайте объединим усилия спецслужб для совместного противодействия общим угрозам, с которыми мы сегодня уже реально сталкиваемся, давайте будем разговаривать о возможности оказания помощи со стороны коллективных сил ОДКБ в случае необходимости. Но ответной реакции от узбекской стороны пока нет», – сказал Бордюжа, говоря об угрозах безопасности и стабильности в Центральной Азии, среди которых числятся, по его мнению, вопросы, связанные с ИГИЛ.


Очевидно, что подобные эмоциональные выступления высокопоставленных официальных лиц и приведенные выше конкретные примеры целенаправленных информационных провокаций с участием крупных государственных новостных агентств являются звеньями одной цепи и выводят на чистую воду тех, кто стоит за организацией данной информационной фальшивки, тех, кто выдает желаемое за действительное, мечтая вернуть безвозвратно утерянную власть над всей Центральной Азией.


Неоднократно повторяющиеся попытки навязывания интеграционных объединений Узбекистану, распространение необоснованных угроз и предупреждений в его адрес наглядно свидетельствуют о недовольстве представителей властной «верхушки» грезящих имперскими амбициями государств независимой политикой Ташкента, а также их стремлении вернуть это ключевое государство Центральной Азии обратно в интеграционные объединения, возглавляемые Россией.


Однако, те силы, которые хотели бы видеть в России «политического патрона» стран СНГ, не понимают, что их стремление – контрпродуктивно и приносит больше вреда, чем пользу интересам российского государства. С каждым годом мы становимся свидетелями новых и новых примеров того, к чему может привести в современных условиях неоимперская политика России в отношении стран «ближнего зарубежья». Неудивительно, что чем больше говорят в России о «зонах влияния», тем меньше становится друзей РФ в регионе Содружества. Очевидно, что нынешнее поведение России только пугает ее соседей и отталкивает их от нее, заставляя искать более взвешенного партнера без имперских и милитаристских замашек.


Следует отметить, что проблемы обеспечения безопасности, в частности, борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом, являются одной из чувствительных проблем не только Центральной Азии, но и всего региона СНГ. Казалось бы, Россия, имеющая в этом макрорегионе собственные геополитические, экономические и иные интересы, должна деликатно участвовать в решении этих проблем на основе взаимного доверия и уважения между всеми государствами СНГ. Сомнительные эмоциональные подходы к таким вопросам, не пободают, во-первых, никому, а тем более России, которая в принципе способна вести себя как взвешенный, предсказуемый, уважающий своих партнеров «игрок». Однако, к сожалению, приведенный анализ не демонстрирует такое поведение российских политиков, которое объективно заслужило бы уважения партнеров.


Икром Шамсуддинов


Источник  —  tajmigrant.com



Ложь об угрозе ИГИЛ в Узбекистане: очередная страшилка и неудачная фальшивка

0 коммент.:

Отправить комментарий