Лента новостей
Загрузка...

Шведские миллионы Гульнары Каримовой хотят получить США. Зачем?

uz-gk-5rS3456Денежными средствами, хранящимися на счетах в шведском банке и принадлежащими «подельникам» Гульнары Каримовой, заинтересовались Министерство юстиции США и Нью-Йоркский суд. Американские коллеги попросили правоохранительные органы Швеции заморозить $30 млн компании Takilant, утверждая даже, что имеют основания конфисковать их. Что это за деньги? Сколько еще наворованных активов дочери узбекского президента находятся в Швеции и Швейцарии? И что делать с этими миллионами, если будет доказано их коррупционное происхождение?


Журналистские расследования


Международный Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (Organized Crime and Corruption Reporting Project, OCCRP), объединяющий ряд неправительственных организаций и независимых СМИ, продолжает собственное расследование по Узбекистану. В фокусе интереса OCCRP — происхождение и дальнейшая судьба средств, принадлежащих старшей дочери президента Узбекистана Гульнаре Каримовой.


Неделю назад OCCRP опубликовал результаты объемного исследования о том, как Гульнара Каримова контролировала телекоммуникационную отрасль страны и получала взятки сразу от нескольких телекоммуникационных компаний мира. Так, согласно имеющимся у OCCRP финансовым документам, TeliaSonera заплатила Каримовой $381 млн и обещала дополнительно $75 млн, от Vimpelcom и Alfa Telecom она получила $176 млн, МТС перечислил $350 млн (всего — более $980 млн).


Как говорится в свежей публикации OCCRP, 20 марта отдел уголовного розыска Министерства юстиции США направил в прокуратуру Швеции запрос с просьбой незамедлительно заморозить $30 млн, размещенных на счету SE9030000000031441710892 компании Takilant ltd в банке Nordea.


Напомним, впервые компания Takilant, зарегистрированная в Гибралтаре, всплыла в СМИ два с половиной года назад (подробнее — в статье «Гаянэ Авакян и TeliaSonera, или Шведские кроны для Гугуши»). И какие-то $30 млн в то же время уже были заморожены шведскими властями.


Американский суд


В своем письме к властям Швеции Минюст США опирается на ордер, разрешающий конфискацию вышеуказанных $30 млн и выданный 20 марта 2015 года Окружным судом Соединенных Штатов по южному округу Нью-Йорка. Почему же ордер выдал именно Нью-Йоркский суд? И какие именно деньги он намерен конфисковать?


Замораживание средств на счету Takilant в октябре 2012 года было осуществлено по решению прокуратуры Швеции в связи с расследованием сделки шведско-финской телекоммуникационной компании TeliaSonera по приобретению лицензий в Узбекистане. Тогда же сообщалось, что норвежский телекоммуникационный гигант Telenor, вероятно, тоже имеет отношение к даче взяток за выход на узбекский рынок.


В ноябре 2014 года норвежская газета Klassekampen опубликовала документы, утверждающим, что компания Vimpelcom Ltd., акционером которой является Telenor, также заплатила взятку в размере $25 млн за лицензии на деятельность в сфере коммуникаций в Узбекистане, причем деньги были переведены именно на счета той самой компании Takilant, которой владела Гаяне Авакян — приближенная Гульнары Каримовой.


Таким образом, Соединенные Штаты, по всей видимости, больше интересуются деньгами, поступившими в Takilant не от TeliaSonera, а от других компаний, в частности, от MTS и VimpelCom, что фигурируют в запросе Минюста. Данную версию в в беседе с радио «Озодлик» (Узбекская служба Радио «Свобода») подтвердил и начальник Управления по борьбе с коррупцией Генеральной прокуратуры Швеции Гуннар Стетлер. Он сказал, что запрос властей США по данному делу — это лишь часть следствия, которое ведется сразу в нескольких странах. По его словам, власти США предпринимают меры против высвобождения средств компании Takilant ltd в шведском банке в том случае, если суд не найдет доказательств незаконности получения этих денег от TeliaSonera.


Дело в том, что акции телекоммуникационных компаний МТС и Вымпелком котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Эти международные фирмы занимаются там привлечением капиталов и поэтому подпадают под антикоррупционное законодательство США. Ранее уже сообщалось, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США инициировала расследование в отношении VimpelCom Ltd по вопросу деятельности оператора в Узбекистане. Вероятно, дело продвигается, и у следователей уже появились серьезные основания для обращения в суд за решением об аресте денег на счетах Takilant. И вот — такое решение получено.


Швейцарское молчание


Можно ожидать, что подобный запрос власти США направят и в Швейцарию, где тоже ведется следствие и где находится большая часть денег, заплаченных тремя телекоммуникационными операторами двум офшорным компаниям Гульнары Каримовой — Takilant и Swisdorn (владелец — Рустам Мадумаров). Проблема в том, что, как стало известно «Фергане» из собственных источников, в настоящее время в Швейцарии следствие некоторым образом застопорилось, хотя именно там, на вилле Гульнары Каримовой в Женеве, были изъяты основные доказательства незаконности ее операций — документы из сейфа и компьютер.


Дело в том, что в сентябре 2014 года адвокаты Каримовой выиграли в швейцарском суде иск об изъятии этих самых документов и компьютера из материалов следствия. Аргумент защиты — дипломатический иммунитет Каримовой как бывшего представителя Узбекистана при ООН, а также неприкосновенность ее недвижимости. Таким образом, в настоящее время эти материалы опечатаны и недоступны для следствия.


По данным источников «Ферганы», хорошо знакомых с делом, швейцарская прокуратура сегодня фактически не отвечает на запросы шведских коллег о сотрудничестве и предоставлении им материалов следствия. Совсем не хочется видеть в этом чей-то злой умысел или корыстные интересы, однако отметим, что к концу 2014 года Узбекистан стал самым крупным поставщиком золота швейцарским компаниям. Какие еще у швейцарцев с узбекистанцами есть бизнес-интересы — неизвестно.


В любом случае, из-за недостаточного сотрудничества швейцарской прокуратуры со следственными органами Швеции и Нидерландов (где зарегистрированы Вымпелком, а также две дочерние фирмы Телиасонеры, через которые велись дела с Такилантом), следствие о причастности Гульнары Каримовой к коррупции и отмыванию денег зашло в тупик повсеместно. Однако теперь, благодаря публикации OCCRP и инициативе Минюста США, дело, похоже, сдвигается с мертвой точки.


«США являются крупным и авторитетным игроком, — считает источник «Ферганы». — ни в Швеции, ни в Швейцарии ослушаться их не осмелятся. Пока имеется запрос относительно $30 млн. Но основные средства Takilant находятся в Швейцарии. Поэтому было бы логично ожидать, что в ближайшее время запрос из США будет направлен и туда».


Что делать с миллионами?


Давайте на минуточку заглянем в будущее. Что же произойдет с ворованными миллионами, что заморожены сегодня на европейских счетах дочери президента Узбекистана? Оказывается, в мире уже наработан хороший опыт: если преступное происхождение денег будет доказано, то они не вернутся ни к своему бывшему владельцу, ни к взяткодателю — той или иной международной компании. Вполне вероятно, что миллионами смогут распорядиться вполне приличные люди или организации.


Как стало известно «Фергане», еще в декабре 2014 года группа узбекских оппозиционеров, активистов и правозащитников, проживающих в изгнании, направила в Федеральное министерство иностранных дел Швейцарской Конфедерации письмо, в котором призывает передать средства, замороженные на счетах Гульнары Каримовой, на нужды социальных программ в Узбекистане. Контролировать расходование денег (а их заморожено уже почти на $1 млрд), по мнению гражданских активистов, могли бы специально отобранные авторитетные международные организации.


У процедуры подобного возвращения изъятых активов на родину есть достойный прецедент. Дело в том, что еще в 2008 году начал свою работу фонд «Бота» (The BOTA Foundation), призванный вернуть в Казахстан более $80 млн неизвестного происхождения, замороженных в банках Швейцарии в 1999 году (по так называемому делу «Казахгейта»). Фонд был создан в результате соглашения между правительствами Казахстана, Соединенных Штатов Америки, Швейцарии и при содействии Всемирного банка. Уже несколько лет он оказывает адресную помощь детям и молодежи из малоимущих семей Казахстана. Почему то же самое в будущем нельзя сделать и с деньгами Гульнары Каримовой?..


Узбекские активисты, намеренные добиваться передачи коррупционных активов Гульнары Каримовой на родину и справедливого их распределения, уже получили ответ из швейцарского МИДа: там пока отказались давать комментарии, ссылаясь на то, что следствие по данным делам продолжается.


Что ж, подождем и мы.


Источник  —  Международное информационное агентство «Фергана»



Шведские миллионы Гульнары Каримовой хотят получить США. Зачем?

0 коммент.:

Отправить комментарий