Лента новостей
Загрузка...

Как коридоры угроз Князева совпали с газовыми

В российской «Независимой газете», а точнее в приложении «НГ- дипкурьер» недавно вышла статья известного эксперта Александра Князева под названием «Для Средней Азии сформировались коридоры угроз». Интересно, что на этот раз обрисованные коридоры угроз очень странно совпадают с газовыми коридорами, которые намерена скоро проложить в Евросоюз Туркмения. Чем это вызвано?

Читаем у Князева: «Развитие конфликтных процессов в северо-западном Афганистане, вероятность их переноса на территорию Туркмении позволяют пока гипотетически прогнозировать формирование кризисной оси Афганистан — Туркмения с выходом на и без того сложный казахстанский прикаспийский регион и последующим развитием в направлении российского Кавказа, Поволжья и Приуралья. В этом контексте важное место занимают конфликтный (сепаратистский) потенциал казахской адайской племенной элиты в Мангыстаусской и Атыраусской областях Казахстана, а также латентное распространение в Западном Казахстане исламистских радикальных движений».

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев совершил 2 декабря минувшего года визит в Туркменистан. Помимо участия в торжественной церемонии открытия железной дороги Казахстан-Туркменистан-Иран, президент Казахстана обстоятельно обсудил с туркменским коллегой и вопросы безопасности в свете последних угроз с территории Афганистана.

В России внимательно отследили это движение лидера Казахстана. Вот как оценил это важное событие заместитель генерального директора Информационно-аналитического центра МГУ Андрей Петров: «Фактически железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран выводит двустороннее и многостороннее экономическое сотрудничество региональных государств на новый уровень, к тому же от появления нового маршрута выигрывают и Китай, который получит надежное транспортное сообщение с Ираном, и Европа, которая станет на несколько сотен километров ближе к Центральной Азии. Последнее, кстати, означает рост конкурентоспособности центральноазиатской продукции на европейских рынках за счет снижения транспортных расходов».

Александр Князев в одно время подвизался на ниве преподавания в Киргизско-российском славянском университете (КРСУ), считался якобы киргизским экспертом, однако после кровавой межэтнической резни на юге Кыргызстана был объявлен в этой стране «персоной нон-грата». После этого он уже фигурировал в роли представителя Института востоковедения РАН, чуть позднее именовался экспертом из Казахстана. Все это время он усердно поработал над стравливанием в Интернете Кыргызстана с Узбекистаном и Казахстаном. Теперь вот нашел новую нишу или «коридор».

Если помните, кровавый конфликт на западе Казахстана был описан в цветах и красках в центральных газетах России, хотя обвинили в нем, как и предполагалось, США. Примерно похожий сценарий разыгрался в 2005 году в узбекском городе Андижане, когда журналисты из московских газет и ведущих телеканалов оказались на месте событий даже раньше событий. По странному стечению обстоятельств…

Независимая политика президента Казахстана давно не нравится в Кремле, поэтому и неудивительно что опального банкира Мухтара Аблязова, «облегчившего» казахскую казну примерно на десять миллиардов долларов, сначала приютила Москва, и только потом Европа. После аннексии Крыма и развязывания войны на востоке Украины Москва надеялась очень быстро поставить Киев на колени путем экономического удушения, однако именно партнеры по ЕАЭС Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев дружно протянули руку помощи загибавшейся Украине.

Любопытно, что в Казахстане, никогда прежде не замеченном в ярой тяге к радикальному и даже традиционному исламу, вдруг обнаружились сотни приверженцев радикальных организаций. Если юг Казахстана еще с натяжкой можно назвать тяготеющим к мусульманским ценностям, то на западе этого никогда не было. Пока Назарбаев не «перешел дорогу» тому, кому не следовало…

Характерно, что даже немецкие источники обратили внимание на то, как агрессивно российская пропаганда тиражирует слухи об активизации в Афганистане пресловутого ИГ. На этом фоне Александру Князеву невольно приходится принять позицию скептиков: «Безудержное тиражирование алармизма по поводу «Исламского государства» (ИГ) в Средней Азии имеет пока очень слабые основания. В марте 2015 года германский исследователь Томас Руттиг отмечал по результатам своих полевых исследований в северном афганском приграничье: хотя тревога и небезосновательна, но нет и уверенности в том, что главной угрозой безопасности является ИГ».

Пунктуальные немцы вынуждают отступить горластых россиян всего лишь потому, что имеют возможности за счет своего воинского контингента в Афганистане четко проводить мониторинг обстановки. На каждый такой кричащий заголовок они отвечают бесстрастным вопросом: предъявите факты и цифры, адреса, имена и так далее.

Вот и вынужден Князев цедить сквозь зубы: «Остальные сообщения об ИГ в Афганистане проверки пока не выдерживают, носят скорее мифологический характер». То есть, вариант русских баек от Митяя.

Впрочем, тяга Князева к мифологии неистребима, поэтому после этого вынужденного отступления он опять сбивается на байки: «Проходящий по Амударье в ее самом широком среднем течении участок границы Афганистана с Узбекистаном считается одним из наиболее тщательно охраняемых в мире. Уступая разве что барьеру между Северной и Южной Кореями. Он оборудован защитными инженерными сооружениями, включая забор колючей проволоки под напряжением 380 В, сплошные минные поля, да и интенсивно и отнюдь не миролюбиво патрулируется».

Изображая Узбекистан современной версией фашистского концлагеря, господин Князев не учитывает одного: экономика этой страны экономна, она не позволит транжирить недешевое электричество для подведения тока на забор с колючей проволокой. Времена другие, там стоят камеры, имеющие выходы на компьютеры, снимающие контрольно-следовую полосу в режиме реального времени круглосуточно. Ну, и с минными полями явный перебор, видно взято из старого материала про границу с Таджикистаном.

Эпизод про убитых на пограничном острове афганцев тоже явная «липа», поскольку тела этих неизвестных мужчин, застреленных там после обнаружения и перестрелки, афганские пограничники своими не признали.

Не соответствует действительности картина по обстановке на границе Афганистана с Туркменистаном: «К настоящему времени можно говорить о тактике боевиков: постепенная зачистка приграничных районов от местного населения и подготовка оперативных коридоров для совершения рейдовых действий на туркменскую территорию. Дополнительную напряженность вносит активизация на территории самой Туркмении радикальных группировок, имеющих связи с афганской территорией, а также граждан республики, отмеченных участием в боевых действиях в Сирии с их предварительной подготовкой на территории Туркмении».

Действительность такова, что так называемых боевиков ИГ местное население с варварской жестокостью принялось истреблять, едва они лишь попытались «зачищать». Ну, про радикалов в Туркменистане судить трудно, поскольку страна закрытая. Если осведомительская сеть Князева доносит, то может все и так. Видно не случайно Путин требовал от своего туркменского коллеги сохранить паспорта россиян для сотни тысяч «двойных» граждан. Для чего там «засланные казачки» сидят? Пусть хлеб отрабатывают.

Согласиться с Князевым можно разве что по Таджикистану, здесь у россиян своя военная группировка, позволяющая четко отслеживать все изменения обстановки. Очевидно, в Москве не оставили надежд взорвать Таджикистан через Горный Бадахшан, это вполне решаемо.

Что дает России дестабилизация в Бадахшане? Она сделает вполне легитимным увеличение численности личного состава военной базы, ранее анонсированное Москвой. Если в мирной обстановке определенные силы в таджикской элите могли бы возражать этому, то в случае эскалации старого конфликта им придется самим униженно просить о вводе войск.

Судя по всему, дестабилизации подвергнется и Кыргызстан. Здесь у Москвы сразу два приза: приостановка проекта железной дороги из Китая в Пакистан через территории Кыргызстана и Узбекистана, а также подрыв проекта с прокладкой ветки газопровода из Туркменистана по киргизской земле. Попутно возникает рычаг давления на Узбекистан через Ферганскую долину. Князев и не скрывает этого варианта: «Любая и вполне вероятная внутриполитическая дестабилизация в Киргизии может быть использована как фон для организации очагов нестабильности силами группировок, переброшенных из Афганистана, в первую очередь — в Ферганской долине. Синхронно может быть задействована и имеющаяся сеть управляемых приграничных конфликтов с неизбежной межнациональной окраской».

В конфликтах 1999 и 2000 годов с группировками террористов, тогда проникших с афганской территории, использовались военные вертолеты российской базы в Таджикистане. Попавшие в плен боевики признавались в этом, их признания прошли в СМИ стран Средней Азии. Так что именно для подрыва мира в Кыргызстане «друзьям Князева» обязательно нужен такой «коридор» через Таджикистан, поскольку Кыргызстан не граничит прямо с Афганистаном.

Косвенно подтверждает Князев и наличие «российского следа» в тех кровавых событиях, которые были летом 2010 года в Кыргызстане. Вот где это проскальзывает: «Исторически узбекское население юга Киргизии более религиозно, нежели киргизское. Также уже исторически силовые структуры этнически представлены почти 100-процентно киргизами. Общая практика последних лет, особенно после межэтнического конфликта 2010 года: по обвинениям, связанным с религиозным радикализмом, задерживаются и осуждаются исключительно представители узбекской части населения, что в обыденном сознании сразу приобретает межэтническую окраску, будучи дополнено активностью неправительственных организаций».

Почему среди первых в прицеле аналитики Князева значится именно Туркменистан? Ответ на этот вопрос дает визит в Ашхабад вице-президента Еврокомиссии Мароша Шевчовича 30 апреля сего года. Прибывшего с визитом в Ашхабад в четверг комиссара ЕС принял президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов. В пятницу Шевчович встретился здесь с министром энергетики Турции Талером Йылдызом, главой Минэнерго Азербайджана Натиком Алиевым, туркменским вице-премьером Баймурадом Ходжамухамедовым и директором Госагентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов Туркмении Ягшыгельди Какаевым.

Эта сходка комиссара ЕС с газовиками Турции, Азербайджана и самой Туркмении многое объясняет. Но это — отдельная тема разговора…

Марат Акбаров

Из почтового адреса редакции



Как коридоры угроз Князева совпали с газовыми

0 коммент.:

Отправить комментарий