Лента новостей
Загрузка...

Притормозят ли Индия и Пакистан влияние Китая в ШОС?

Такая мысль не случайно возникает после ознакомления с материалами X форума Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), проведенного 12-13 марта в Ханты-Мансийске. Возглавив на год ШОС, Россия уверенно ведет организацию к парализации активности под благими намерениями «надувания» количества. Инициатива России по введению в ШОС Индии и Пакистана может быть продиктована желанием притормозить рост влияния Китая в ШОС…

Еще в прошлом году российские аналитики брызгали слюной от восторга заявлениями о том, что после принятия в ШОС Индии население организации превысит половину земного шара, чего вполне хватит для противостояния США и НАТО. Понятно, что Кремль испытывает комплекс неполноценности, опрометчиво бросив вызов США и НАТО аннексией Крыма и навязыванием извне войны на востоке Украины. Теперь Москва срочно ищет «зонтик», за которым надеется спрятаться от гнева Запада.

Однако эти желания никак не стыкуются с намерениями Китая и той же Индии, продолжающих сотрудничество с США и Западом для ускорения решения вопросов своего развития. И потому инициатива России по вводу в состав ШОС Индии и Пакистана довольно прохладно воспринята другими членами организации, прежде всего, Китаем.

В газете «Коммерсант» Галина Дудина пишет, что «ШОС подошла к расширению». Однако удалось ли российской журналистке под завывания шаманов околдовать экспертов стран ШОС? Вряд ли. Выбор самого места проведения форума экспертов основан на том, что Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) является первым среди регионов РФ по добыче нефти и вторым по добыче природного газа. Естественно, администрация хотела сосредоточить внимание гостей на проектах экономического развития округа. Желание притянуть деньги понятно, но аннексия Крыма и волна «национализации» предприятий полуострова не способствуют оптимизму мировых инвесторов. Ведь Россия попросту «отжала» украинский бизнес. Что ж, кто не умеет прибавлять и умножать, тот старается отнимать и делить.

Вот поэтому глава российской делегации, ректор МГИМО Анатолий Торкунов посетовал на то, что при солидарности мнений экспертов по вопросам безопасности в вопросах экономики единства нет. «Понятно, что здесь много препятствий, связанных и с защитой своих рынков, и с национальным законодательством, и с процессом гармонизации», говорит господин Торкунов.

Недовольство россиян пытался озвучить и киргизский «подголосок» советник директора Национального института стратегических исследований Киргизии Надыр Момунов: «Ни один крупный международный проект не был реализован в рамках ШОС. Не возникает ли у вас ощущения, что мы все еще топчемся на месте?»

У нас возникает ощущение, что Кыргызстан всю небольшую историю своего существования топчется на месте. Но виновата в этом не ШОС и прочие «внешние силы», а собственная иждивенческая политика киргизов. В этой стране возомнили, что выгоды геополитического расположения можно будет продавать бесконечно, и зачем тогда трудиться, когда можно метаться между центрами сил? Понятно, что «ласковый теленок двух маток сосет», но теленок рано или поздно вырастает. Киргизский теленок, ставший уже бычком, все еще тянется к вымени, упорно не желая взрослеть…

Лукаво объясняет торможение экономических проектов под эгидой ШОС заместитель главы российской делегации, директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД РФ Александр Лукин: «Мы давно рекомендуем начать реальное многостороннее экономическое сотрудничество в рамках ШОС. Однако задача согласования экономической политики крайне сложная».

Господин Лукин лукаво умалчивает о том, что именно Россия свыше восьми лет блокирует инициативу Китая о создании банка ШОС по очень банальной причине отсутствия свободных средств для достойного взноса в этот банк. В итоге Китай вынужден работать со странами Средней Азии, входящими в ШОС, на двусторонней основе.

Но в изложении Лукина получается, что виноват в торможении Китай: «Москва же опасается, что в случае создания банка ШОС, он будет контролироваться Китаем. В итоге Китай попросту исключает из этого процесса Россию: разочарование Пекина в перспективах многостороннего экономического сотрудничества в Центральной Азии выражается и в активном продвижении двусторонних проектов, и в выдвижении собственного амбициозного плана — программы «Экономический пояс Шелкового пути»».

Если помните, вопрос принятия в ШОС новых членов ставился и на заседании глав МИД стран-членов ШОС, состоявшемся в июле 2014 года в Душанбе. Но тогда эту завиральную инициативу удалось отвергнуть. И на саммите ШОС в сентябре этот вопрос не рассматривался. Разочарование Москвы выразил автор газеты «Коммерсант» Андрей Колесников, назвав саммит самым вялым за всю историю.

Однако Россия намерена использовать свое председательство в ШОС не для укрепления организации, а для торможения экономических рычагов. Вот как излагает китайскую позицию все тот же Лукин: «Китай считает ШОС китайским или в крайнем случае китайско-российским проектом, и с точки зрения Пекина присоединение Индии грозит размыть лидерство Пекина в организации. Но формальных препятствий для этого нет. И, по некоторым данным, Пекин вроде бы готов согласиться на одновременное присоединение Индии и Пакистана».

Дело же не в пальме первенства. Китай видит инерцию торможения от России, зачем Китаю еще один тормоз на пути развития ШОС в лице Индии?

Недавно российский сайт ИноСМИ опубликовал перевод статьи «Yeni Kararlar Eşiğinde Şanghay İşbirliği Örgütü: Quo Vadis?» турецкого автора Керима Хаса из издания «USAK», в надежде на очень большую близость позиций по развитию ШОС.

Прежде всего, близость взглядов турка с российским видением состоит в желании навязать ШОС функции военного блока против НАТО. Парадокс ситуации в том, что житель страны-члена НАТО якобы мечтает о том, чтобы ШОС стала противовесом НАТО.

Читаем: «После событий в Андижане в 2005 году ШОС, призвав военнослужащих США покинуть Узбекистан, дала понять, что готова взять на себя ответственность по обеспечению безопасности в регионе. Так, в 2005 году в рамках ШОС начались первые широкомасштабные военные учения под названием «Мирная миссия». С каждым годом эти учения приобретали все больший масштаб как с географической, так и военной точки зрения, что укрепляло западный мир в вере, что ШОС — своего рода антинатовская организация безопасности».

Турок опять лукавит по поводу Андижана, ведь военная база США покинула Узбекистан по требованию правительства этой страны, а не призыву ШОС. К тому же учения ШОС «Мирная миссия» отнюдь не имеют целью «показать кулак НАТО». Как этого очень хочется властям России.

Автор вынужден поправиться, что ШОС именно в целях повышения эффективности борьбы против международного терроризма и экстремизма ввела в качестве наблюдателей Монголию, Индию, Пакистан, Иран, этот статус чуть позже дали и Афганистану.

Влияние России сквозит еще в одном ложном посыле турка: «После того, как Россия, обеспокоенная ростом экономического влияния Китая в Средней Азии, ориентировала Пекин на безопасность, военное сотрудничество и обеспечение безопасности стали первостепенной задачей ШОС». В старые времена существовал анекдот: русский как ни пытается сделать самовар, но всегда у него получается автомат. Вот и здесь. Вошли в организацию экономического сотрудничества, но опять упорно пытаются сколотить из нее военный блок. Как говорится, кто на кого учился…

Турецкий автор приводит один аргумент, который несколько объясняет усилия России по блокированию инициативы Китая с банком ШОС: «Создание Банка развития БРИКС может отсрочить учреждение Банка развития ШОС. Даже если сложные экономические условия, в которых сегодня прежде всего оказалась Россия, поспособствуют достижению договоренности относительно доли сторон в капитале банка, создание двух банков одновременно — непростая задача».

Понятно, что Россия хочет выглядеть великой державой, невзирая на прорехи в государственном кармане, однако в условиях экономических санкций Запада и резкого падения цен на нефть и газ особо не загуляешь. И понятно, что приходится компенсировать недостаток денег завиральными инициативами, да «надуванием щек».

Осознавая, что с Индией и Пакистаном прожект не выгорает, Россия заводит разговор о включении в ШОС Ирана, предоставления позиций экономических партнеров Японии и Южной Корее. Для Китая упоминание Японии подобно воздействию красной тряпки на быка. Разве что введение Ирана может иметь интерес у стран-членов ШОС, поскольку Казахстан уже имеет железную дорогу в направлении этой страны, а Китай заинтересован в иранской нефти. К тому же Тегеран имеет влияние на Афганистан.

Турецкий автор выдает любопытный довод в пользу желания России чуть притормозить развитие ШОС: «С другой стороны, по причине украинского кризиса Россия вступила в затяжной период конфронтации с Западом и стала ориентироваться на Азию даже быстрее, чем это ожидалось. В результате Пекин получил большее пространство для маневра в составе ШОС, и, судя по всему, оно продолжит расширяться. Очевидно, пусть процесс укрепления стратегического партнерства между Россией и Китаем и продолжится, в Средней Азии эта картина обернется для Москвы больше потерями, чем преимуществами. Предотвратить это удастся лишь в том случае, если ШОС удастся сбалансировать такими игроками, как Индия и Пакистан».

То есть, выходит, на деле Индия и Пакистан назначены Россией и Турцией на роль некоего груза на ногах Китая. Удастся ли союзникам по газовому проекту «Турецкий поток» стреножить китайского дракона? Увидим скоро.

А. Назыров

Из почтового адреса редакции



Притормозят ли Индия и Пакистан влияние Китая в ШОС?

0 коммент.:

Отправить комментарий