Лента новостей
Загрузка...

Турция-Туркменистан: бескорыстная дружба или политические интересы

Туркменистан давно считают страной закрытой. И какое бы движение эта страна не сделала в международной политике, экспертам приходится просчитывать с осторожностью ее дальнейшие шаги. В последнее время все чаще и чаще СМИ стали обращать внимание на то, что Туркменистан все больше налаживает связь с Западом. Понятно, что эта страна для многих государств представляет интерес. Но особый интерес богатый энергоресурсами Туркменистан вызывает у Турции. Неоднократные визиты глав государств, все чаще и чаще находили точки соприкосновения по многим вопросам. Говоря официальным языком "в развитии отношений во всех сферах между Турцией и Туркменистаном, которые являются дружественными и братскими странами, объединенными общим языком, верой, историей, культурой и ценностями". А побывавший несколько лет назад с дружественным визитом тогдашний президент Турции А.Гюль даже отметил, что рад находится "на родине - в Туркменистане", подразумевая под этим огузское происхождение турецкого народа.

Кстати, это непросто намеки на родство душ. Турция прилагает усилия для того, чтобы подвести под культурно-исторические мотивы прочную экономическую основу. И уже среди СМИ бытует известное выражение "два государства - один народ" применительно к Турции и Туркменистану.

В Туркменистане, как и во многих других государствах региона, работают турецкие подрядчики, принимающие участие в крупномасштабных проектах. По подсчетам турецких экономистов в течение последних 20 лет общее число проектов, в реализации которых были задействованы турецкие компании в Туркменистане, превысило 600, а их суммарная стоимость достигла 21 млрд. долларов. Проекты в Туркменистане составили 12% от общего объема зарубежной деятельности турецких подрядчиков. Совокупный объем инвестиций Турции составил 1,3 млрд. долларов. Планируется, что в течение ближайших десяти лет объем турецких инвестиций в создание в Туркменистане туристических, промышленных и жилых объектов, бизнес центров, электростанций и линий электропередачи, трубопроводов, автомобильных и железных дорог превысит 30 млрд. долларов.

Но, как полагают политологи, больше всего турок интересует вопрос транспортировки энергетических ресурсов Туркменистана на мировые рынки через территорию Турции. Президент Турции Р.Т.Эрдоган пытается заинтересовать коллегу в строительстве Транскаспийского газопровода. Решение этой задачи для Эрдогана имеет чрезвычайно важное значение. Усилия Турции по строительству "Южного газового коридора", частью которого является Транскаспийский, обеспечат Анкаре статус крупнейшего энергетического хаба, гарантирующего Европе независимые от Москвы стабильные поставки углеводородов. Эрдогану же это обеспечит политическую выживаемость на долгие годы.

У туркменского президента тоже есть свои предложения. Анкара обладает серьезным влиянием на лидеров в северных провинциях Афганистана, именно там, откуда в последнее время боевики стали угрожать нападениями на Туркменистан. Эта опасность, в который уже раз вынуждает отказываться от идеи строительства газопровода "Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия" (ТАПИ), обещавшего Ашхабаду крупные дивиденды, которые ему сейчас крайне необходимы ввиду пустеющей казны - ведь реальные доходы от продажи газа падают. Кроме того, головной болью для Бердымухамедова стали периодические нападения афганских боевиков на приграничные территории. И, похоже, с этой проблемой ему в одиночку не справиться.

Естественно, военная помощь Туркменистану как нельзя кстати. У Турции относительно развитый военно-промышленный комплекс. Она экспортирует различные вооружения, в частности, в постсоветские страны. Туркменская армия между тем остро нуждается в перевооружении. Например, беспилотные летательные аппараты, которые применимы и для охраны протяженной границы. Поэтому туркменское руководство озаботилось состоянием своих вооруженных сил, а Турция может помочь повысить уровень их обороноспособности. Плюс турки могут помочь и в обучении офицерского состава.

Но есть еще одно но, которое не может пока сорвать розовые очки с туркменского лидера. Это усиливающаяся радикализация ислама на территории Туркменистана. Было время, когда спецслужбы указывали на турецкий след в распространении в стране экстремистских идей, в том числе пантюркизма. Появилась информация, что турецкие религиозно-экстремистские организации "Нурчисты" вербуют молодежь для участия в боевых действиях в Сирии. В срочном порядке стали закрываться турецкие образовательные учреждения, отзываться на родину студенты, обучающиеся в ВУЗах в Турции, Пакистане. И сегодня нет гарантии того, что в случае нападения террористов на Туркменистан, к ним не присоединится уже свои, взращенные дома бандиты.

Понятно, что у Эрдогана есть далеко идущие планы – сделать Турцию главенствующим государством в тюркском мире, и именно этот постулат стал краеугольным в его программе, обеспечившей победу на президентских выборах. Задача Эрдогана – превратить Турцию в супердержаву, и он последовательно к этому движется. Так что вопрос о бескорыстной дружбе это миф для несведущих.

Михаил Гордеев

Источник - ЦентрАзия

0 коммент.:

Отправить комментарий