Лента новостей
Загрузка...

Кидалово по-туркменски или о дружбе Ашхабада с Минском

Отношения между Туркменистаном и Республикой Беларусь носят дружественный и плодотворный характер. Каждая очередная встреча на высоком уровне придает новый импульс развитию двухстороннего взаимовыгодного сотрудничества. В Туркменистане осуществляется ряд производственных проектов с участием белорусских компаний.

Одним из крупных проектов можно назвать строительство Гарлыкского горно-обогатительного комбината (ГОК) в поселке Гарлык Койтендагского этрапа Лебапского велаята. Этот стратегический объект находится на стыке узбекско-туркмено-афганской границы. Объект возводится белорусской компанией «Белгорхимпром». Производственная мощность Гарлыкского ГОК, согласно проекту, составит 1,4 млн тонн калийных удобрений. Строительство предприятия стоимостью 1,2 млрд долларов началось в 2010 году, а его ввод в эксплуатацию был намечен на декабрь 2015 года.

Недавно белорусские СМИ сообщили, что «Строительство Гарлыкского горно-обогатительного комбината в Туркменистане планируется завершить к началу 2017 года. Сегодня 13 октября на совещании у председателя Совета Республики Михаила Мясниковича, эксперты обсуждали предстоящий график деятельности, чтобы ускорить этап монтажных работ. В Туркменистан направят еще около 300 специалистов из Белоруссии».

Если судить по сообщениям белорусской стороны, то сдача объекта уже запаздывает. И невольно возникает вопрос, а как на самом деле обстоят дела. По информации источников близких к правительству Туркменистана, с начала ноября текущего года снизились темпы строительства. Вовлеченные специалисты называют основной причиной этого проблемы с банковскими переводами между двумя странами, а также материально-техническим обеспечением проекта.

В октябре текущего года для обеспечения работ на стройплощадке ГОК и на нужды министерства автомобильного транспорта туркменская сторона подписала с ОАО «МАЗ» контракт на закупку 300 грузовиков на общую сумму 15,9 млн долларов. Однако на днях вице-премьер С.Сатлыков, курирующий сферы транспорта и коммуникации, уведомил белорусскую сторону о том, что Туркменистан сможет приобрести лишь 250 машин на общую сумму 13,12 млн долларов. При этом он заявил, что оплата будет осуществлена в манатах по текущему госкурсу (1 доллар = 3,5 манат).

Данное обстоятельство возмутило представителей белорусской компании, которые потребовали выплатить 30 млн долларов за поставленные еще в прошлом году грузовики «МАЗ», используемые на строительстве Гарлыкского ГОК. При этом следует отметить, что еще в начале 2015 года кабмин Туркменистана докладывал «Аркадагу» о полном погашении указанной суммы — 30 млн долларов белорусской стороне.

После этого директор Союза промышленников и предпринимателей Туркменистана (СППТ) А.Дадаев, человек из близкого окружения туркменского президента, поставил задачу крупным столичным бизнесменам взять кредиты в банке «Рисгал», который принадлежит СППТ и выплатить хотя бы 10% (3 млн долларов) компании «МАЗ» по вышеупомянутому контракту.

Получили ли белорусы деньги, и в какой валюте, не известно. Известно лишь то, что никого в Туркменистане не интересует выполнение проекта в срок. Каждый на своем месте старается урвать кусок пожирней, а белорусская компания несет убытки, и естественно это сказывается на темпах строительства. К тому же, под угрозу срыва поставлен вопрос о сдаче в срок крупного объекта ГОК, который является символом дружбы и взаимовыгодного сотрудничества Туркменистана с Белоруссией.

Гарагыз Мередова

Источник - www.azatturkmenistan.org

0 коммент.:

Отправить комментарий