Лента новостей
Загрузка...

Побегут ли туркмены от талибов Афганистана?

4-23-7753Завершение миссии НАТО в Афганистане вынуждает экспертное сообщество активно обсуждать вопрос о том, насколько приграничные страны постсоветской Средней Азии готовы к отражению возможных угроз с афганской территории. В этом плане самым уязвимым местом в системе обороны остается Туркменистан. Хотя есть время усилиться.


Специалисты считают, что лучше всех к угрозам с юга готовы узбеки, выстроившие эшелонированные оборонительные рубежи на границе с Афганистаном. Таджиков, если что, Россия «вытянет за волосы» из передряги с афганцами. Все-таки Таджикистан и Россия союзники по ОДКБ. «Темной лошадкой» остается, и, пожалуй, больше всех вопросов вызывает боеспособность армии Туркмении. Эти опасения продолжают только расти, так как талибы фактически установили свой контроль над афганской провинцией Фарьяб, граничащей с Туркменией.


Но Ашхабад предпочитает демонстрировать спокойствие. Президент страны Гурбангулы Бердымухаммедов надеется, что практика нейтралитета и общения с талибами, которую туркмены исповедуют с начала 90-х, позволит им вновь сохранить мир. Власти страны регулярно общаются с лидерами туркмен, живущих в Афганистане, снабжают Фарьяб продуктами питания и электроэнергией и предпочитают «не замечать» талибов на границе.


Талибы тоже не прочь поиграть в «мир» и используют ситуацию для укрепления своих позиций в приграничных провинциях Фарьяб и Джауздан. Их ряды активно пополняются этническими туркменами и узбеками, и не сегодня- завтра эти боеспособные соединения, понюхавшие порох, могут пополнить более 400 туркмен, воюющих на стороне террористов в Сирии.


Исповедуемая туркменскими властями политика умиротворения и нейтралитета имеет вполне прагматичную цель. Ашхабад не теряет надежд на реанимацию плана по сооружению газопровода из Туркмении, через территории Афганистана и Пакистана, в Индию, в осуждении которого в первой половине 90-х активное участие принимали и талибы.


Только вот с тех пор ситуация кардинальным образом изменилась и талибы стали другими. Нельзя исключать вариант, когда талибы могут воспользоваться нейтральным статусом Туркмении, отсутствием у нее договоров о коллективной безопасности и союзников, способных предоставить стране военно-техническую помощь в «час испытаний», чтобы прибрать к своим рукам газовые месторождения туркмен. Тут талибы могут последовать примеру «Исламского Государства», установившего контроль над рядом месторождений нефти в Ираке.


Соответственно, вопросы о боеготовности туркменской армии, и уровне ее способности ответить на внешние вызовы, своей актуальности не теряют. Однако власти страны скрывают информацию о состоянии дел в вооруженных силах Туркмении. Впрочем, те отрывочные сведения, что все-таки просачиваются в иностранные СМИ, дают определенные сведения о плачевном состоянии армии страны.


В этом можно убедиться на примере того, как разбежалась «сотня смелых туркменов», отобранная из 500 кандидатов для прохождения службы по контракту на границе Туркмении с Афганистаном. Из 98 контрактников на сегодня на этом участке границы остались 11 человек. Остальные либо разорвали контракты, либо перевелись служить на другие участки.


Другая плохая примета времени — массовое уклонение от службы в туркменской армии. В результате повсеместно распространилась коррупция, связанная с «отмазкой» от конституционного долга. Военкоматы и врачебные комиссии для призывников погрязли во взятках.


Годовая отсрочка от службы в вооруженных силах Туркмении стоит $300- 400, через сотрудников военкоматов Минобороны можно за $1,5 тысячи приобрести военный билет, освобождающий или «подтверждающий факт» о прохождение срочной военной службы. При этом «дельцы из военкомата» проставят вам в военном билете все отметки, с указанием конкретной воинской части, штампы и печати, в том числе подтверждающие дату призыва и окончания срочной военной службы.


У тех, кто не имеет денег, чтобы «отмазать» сына от армии или возможности «переждать призывной возраст» до 28 лет за границей — одна дорога — в «армейскую тюрьму». Именно так называют туркменские солдаты свою родную армию, где командиры отнимают у них месячное довольствие и используют в качестве рабов на различных стройках и приусадебных участках, где процветает дедовщина и армейский беспредел. Драки между военнослужащими, поножовщина и наркомания стали родимыми пятнами туркменской армии. Почему туркмены не хотят служить? Об этом говорит в своих воспоминаниях об армии рядовой срочной службы, испытавший на себе все прелести коррупции и «дедовщины».


- Каждому солдату в месяц должно выплачиваться по 40 манат (около $14) на приобретение гигиенических принадлежностей и белья. Но солдат только расписывается в ведомости о получении денег, но не получает их. В результате солдату зачастую даже нечем побриться! Бреешься одной и той же бритвой, рискуя подхватить хронические заболевания, такие как гепатит или еще хуже ВИЧ. Пока твои родители не выяснят, где находится их сын и не пришлют денег, ходишь в рваных носках или вообще в сапогах на босу ногу, зарабатывая грибки и другие заболевания ног.


Большинство родителей, как только выясняют, где служит их сын, приезжают к нему в часть. Чтобы получить увольнительную на один день, приходится платить офицеру в среднем 30 манат (около $10). К тому же, большая часть из того, что родители привезли для сына, автоматически переходит к командиру. «Опытные» родители, чьи старшие сыновья уже отслужили, везут командирам отдельные подарки — продукты, выпивку, костюм или мобильный телефон. Если солдат вернулся с увольнения без подарков или какой-то суммы денег для старослужащих, его могут жестоко избить.


Вследствие этих неизлечимых болезней туркменской армии многие городские и районные военкоматы, как и раньше, испытывают трудности при формировании команд призывников. Откуп от службы в Вооруженных силах с помощью взяток, очень распространенное явление, также многие избегают призыва, уезжая на учебу за границу.


Это свидетельствует о налаженных коррупционных связях военкоматов и армейских частей, без участия которых сделать такой военный билет затруднительно. В эту коррупционную сеть вовлечены и врачи из местных медицинских комиссий.


Что же побуждает состоятельных родителей прибегнуть к услугам сотрудников комиссариатов и медицинских комиссий и приобрести военный билет сыну за деньги? А то, что, те призывники, которые все- таки не смогли воспользоваться услугами сотрудников военкоматов или докторов из медкомиссий, попав в войска на срочную службу, уже трезво понимают, что коррупция и правонарушения в военкоматах были только цветочками, по сравнению с издевательством над новоиспеченными солдатами со стороны как офицеров, так и старослужащих солдат.


Так, с начала 2014 года по настоящее время только в пограничных подразделениях страны зафиксировано 270 правонарушений, которые привели к 98 случаям серьезных телесных повреждений и 17 фактам суицида среди военнослужащих срочной службы. А недавно, в результате драки, возникшей на почве неуставных взаимоотношений, был убит солдат срочной службы Дашагузского погранотряда, которому нанесены 5 ножевых ранений.


Вот почему, несмотря на громкие заявления руководства страны об эффективности реформ в вооруженных силах все тяжелее преодолеть дефицит призывников и кардинально изменить существующее положение дел в армии Туркменистана. Если талибы пойдут войной, туркмены побегут. А боевики станут продавать туркменский газ тому же Китаю или Индии.


Атамырат  Бердыев


Из почтового адреса редакции


Источник –  Союз независимых журналистов



Побегут ли туркмены от талибов Афганистана?

0 коммент.:

Отправить комментарий