Лента новостей
Загрузка...

Диверсифицировали, диверсифицировали, да не выдиверсифицировали

turkmengaz-297x300Мировые события последних нескольких месяцев наглядно демонстрируют последствия зависимости экономики страны от экспорта нефтегазовых ресурсов. Вместе с ценой на углеводороды падает ВВП, обесценивается национальная валюта, растут цены на товары и услуги. До недавнего времени казалось, что все это касается только России, т.к. худо-бедно, но там есть некоторые СМИ у которых есть храбрость критиковать свою власть и сообщать нелицеприятные данные о состоянии экономики страны.


В Туркменистане, разумеется, никто о надвигающемся кризисе не рассказывал и какое-то время власть привычно замалчивала проблемы, хотя ХТ и радио Азатлык уже в октябре сообщали об очередях у обменных пунктов. Но экономику и рынок МНБ не запугаешь и в тюрьму не посадишь, рано или поздно проблемы все равно вскрываются, только с еще более болезненными последствиями.


Теперь, когда власть заявляет, что все скоро стабилизируется и меры для борьбы принимаются, это лишь подстегивает население избавляться от дешевеющих манатов. Репутация и доверие — вещи подсознательные и даже при полной и безграничной любви к президенту, когда человек слышит «успокаивающие речи» главы государства, он машинально бежит в обменник.


* * *


В последние годы в официальной прессе очень часто проскакивали сообщения о диверсификации туркменской экономики, об успешной работе над избавлением от нефтегазовой зависимости, о развитии НЕэнергетических отраслей. Однако, судя по ярковыраженным симптомам, все экономические успехи так и остались на газетной бумаге.


О диверсификации газовых маршрутов мы уже подробно говорили пару лет назад. С тех пор ничего практически не поменялось. Бердымухамедов уйдя от газпромовской зависимости, полностью попал в зависимость китайскую. Сколько они нам платят неизвестно, но с учетом того что они уже дважды выделяли нам многомиллиардные кредиты и сами разрабатывали месторождения, то логично предположить, что платят мало, если вообще.


РФ сократила закупки с 10 до 4 млрд куб м.


Иран летом 2014го совсем отказался было от туркменского газа, но потом все же согласился закупать небольшой объем, но расплачиваться будет традиционно бартером.


Транскаспий, по прежнему, несбыточная мечта.


ТАПИ туркменская сторона грозится построить за 4 года к 2019, но никакой конкретики по этому газопроводу пока нет. Всем и хочется и колется.


СПГ опять же пока только в планах, хотя попытки договориться о маршруте через Азербайджан, Грузию ведутся. Но это не те объемы, высокие цены и технологически сложный процесс.


* * *


Но в ситуации кризиса из-за обвала цен на углеводороды более интересна работа проделанная туркменским правительством по диверсификации экономики в других отраслях. Ведь по идее для подобного случая и разрабатывались все эти программы по диверсификации. Они должны были если не спасти нас, то хотя бы смягчить удар.


Электроэнергия


Экспорт электроэнергии — один из продвигаемых в настоящий момент экспортных товаров из Туркменистана. В Лебапе в этом году начнется строительсто очередной газотурбинной электростанции. До этого в 2010 году были открыты аж три станции в Ашхабаде, Авазе и Балканабаде.


По данным за 2012 год Туркменистан экспортирует 2,8 миллиарда киловатт/часов в Афганистан, Иран, Таджикистан (зимой) и Турцию (транзитом через Иран). Сколько стоит 1 киловатт туркменской электроэнергии официально не сообщается. По некоторым данным Афганистан платит нам 2 цента за киловатт. Т.е. теоретически с экспорта электричества Туркменистан получает в год около 56 млн долларов. Разумеется, тут нужно еще вычесть себестоимость ее производства. Неплохо, но если верить тому, что в 2014 году доходная часть бюджета Туркменистана составила около 33,5 млрд $ (по старому курсу 2,85 манат за доллар), это если не капля в море, то явно не основная часть дохода. Кроме того, особо наращивать объемы экспорта пока не получается. В прошлом году президент Кыргызстана посетивший Ашхабад выразил заинтересованность в импорте туркменского электричества, но Узбекистан в транзите отказал, сославшись на отсутствие электросетей достаточной мощности.


К слову о диверсификации. Все строящиеся и построенные в последние годы электростанции — газотурбинные, т.е. так или иначе мы опять зависим от газа. Хотя я не уверен зависит ли в нашем случае цена на электричество от цен на газ. Логично было бы предположить, что при падении цены на базовое сырье, цена на конечный продукт так же снизится, но утверждать не берусь. Может кто-то знающий объяснит в комментариях.


И еще не могу не упомянуть о качестве электроснабжения туркменистанцев. Я думаю все понмнят или до сих пор испытывают практически еженедельные отключения света на несколько часов при ветре или других неприятных погодных условиях. В конце прошлого года по этому поводу даже президент возмутился. Выражение сапожник без сапог подходит здесь как нельзя лучше.


Источник  —  chrono-tm.org



Диверсифицировали, диверсифицировали, да не выдиверсифицировали

0 коммент.:

Отправить комментарий