Лента новостей
Загрузка...

Триста броневиков Ташкенту взволновали Москву

1421995766_04157100Еще три года тому назад, когда США только завели разговор о выводе войск из Афганистана, СМИ России развернули дискуссию о том, какой из стран Средней Азии будут передаваться вооружения и техника, которые будет решено: не вывозить. Теперь эта тема получила продолжение на основании интервью «Голосу Америки» помощника госсекретаря США по вопросам Центральной Азии.


22 января на сайте «Фергана» вышел материал Ферузы Джани и Марии Яновской «Триста боевых машин от США», который был продублирован сайтом «Центр Азия» на следующий день. Сообщается, что якобы в рамках американской программы «Передача излишков вооружений» (Excess Defense Article EDA) будут переданы Узбекистану 308 единиц колесных бронемашин с усиленной противоминной защитой (MRAP) и 20 единиц бронированных ремонтно-эвакуационных транспортных средств.


Мол, об этом заявил Даниэль Розенблюм, заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Центральной Азии в интервью «Голосу Америки». На фоне декабрьского визита в Ташкент президента России Владимира Путина и последовавших намеках на заключение неких договоров о военно-техническом сотрудничестве, это сообщение было воспринято нервно российской стороной.


Считается, что Путин списанием Узбекистану виртуального долга, так и не признанного страной, создал предпосылки для заключения контрактов на перевооружение армии Узбекистана предприятиями российского ВПК. При этом была выражена надежда на возвращение узбекского хлопка для возрождения российской текстильной промышленности, увеличение поставок сельскохозяйственной продукции из Узбекистана. Так что эти 308 броневиков стали подобием красной тряпки для быка в восприятии Москвы.


Проанализируем, что говорят российские эксперты о последствиях этого шага для Узбекистана и Средней Азии в целом.


Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов считает, что поставки бронеавтомобилей является подобием «троянского коня». Мол, через эту технику Узбекистан привязывается к США, поскольку сложная и дорогостоящая техника потребует ремонта и обслуживания. Так что только на одних приглашениях специалистов из США Узбекистан может впоследствии буквально разориться.


Еще более жестко высказался журналист-международник, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов: «эта многомиллионная помощь Узбекистану — а речь идет о сумме порядка 150 млн. долларов — может иметь и другие последствия. Дело в том, что эту оборонительную, как было заявлено, технику можно использовать не только против террористов на границе с Афганистаном, но и, в частности, на заминированных участках границ с соседними государствами, в первую очередь, с Таджикистаном, — а мы помним, что уже лет 15 некоторые участки этой границы не разминированы. Так что озабоченность Душанбе и, может быть, Бишкека перед усилением военной мощи Узбекистана вполне возможна».


Помнится, когда Путин во время визита в Бишкек заявил о выделении Кыргызстану вооружений на миллиард долларов, озабоченность высказал еще один российский эксперт, Александр Князев. Он четко высказался, что передача оружия и техники киргизской армии в настоящий момент вполне может привести к усилению экстремистского подполья в условиях разгула коррупции в Кыргызстане. Ведь во время кровавой резни лета 2010 года в Оше бандиты напали на воинскую часть и отобрали там автоматы. Интернет пестрил роликами, где киргизские экстремисты катались на БТР. А здесь его коллега Дубнов выражает от имени Душанбе и Бишкека «озабоченность» по поводу усиления военной мощи Узбекистана. Дескать, броневикам не страшны минные поля. Неужели Аркадий не в курсе, что эти минные поля были установлены со стороны Узбекистана, который имеет их карты, так что никаких броневиков и не нужно особо.


Впрочем, надуманные опасения коллеги отвергает заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ (Москва) Андрей Грозин: «Кардинально на состояние боеготовности узбекской армии это никак не повлияет, потому что это не БМП «Брэдли» и не танки, это весьма и весьма побитое на афганских дорогах автохозяйство, которое может принести техникам боевых частей узбекских вооруженных сил очень много проблем».


Господин Грозин призывает не сильно верить заявлениям клерков из офиса Госсекретаря США и приводит свои аргументы: «Год назад глава транспортного направления центрального командования США генерал Фрейзер сказал мне, что в США до сих пор еще идет согласование номенклатуры, там не могут определиться, что оставить, что нет, что можно отдать, что нельзя. То есть, идет экспертное обсуждение, прикидки. Из этих высказываний, если их воспринять на веру, следовало, что год назад ни одна из центрально-азиатских стран еще ничего не получила из того, что им обещали, повторюсь, три года назад. Между тем, Бишкек и Душанбе уже начали получать часть техники, обещанной Москвой, в том числе и боевой, отдельные экземпляры которой доставлены в Бишкек под Новый год. Понятно, что американцы здесь явно отстают. Может быть, такими масштабными заявлениями они теперь пытаются как-то эту ситуацию изменить». Возможно, в его словах есть резон.


Если Дубнов пытается запугать американскими броневиками народы Таджикистана и Кыргызстана, то его коллега Алишер Ильхамов, историк, социолог, ассоциированный научный сотрудник лондонской Школы восточных и африканских исследований (SOAS) пытается напугать жителей самого Узбекистана: «Ясно, что этот подарок — своего рода жест доброй воли, особо значимый в новом геополитическом контексте. Но мы должны отдавать себе отчет в том, что эти машины, если они и являются малоперспективными с военно- стратегической точки зрения в условиях Узбекистана, все-таки могут быть использованы в двух целях: 1) на военных парадах, чтобы утолить тщеславие политического руководства страны, и 2) против населения — в случае нового Андижана. А вероятность повторения последнего возрастает, особенно в свете обратного потока трудовых мигрантов из России».


Понятно, что лондонскому сидельцу на грантах обязательно надо громко тявкнуть против Узбекистана и его властей, чтобы его британские спонсоры не перестали кормить. Хотя и горький хлеб продавца родины, но его можно даже пожалеть и понять. Хуже, когда тема Андижана звучит и в комментарии российского эксперта Куртова: мол, после Андижана политика Ислама Каримова не изменилась, но США передают ему вооружения. Ведь это может значить лишь одно: и тогда события управлялись из Москвы, да и сейчас идут новые угрозы.


Вот если бы Узбекистан согласился закупить партию броневиков «Тайфун» из России, то никто бы не стал пугать Ташкент повторением Андижанских событий. Но стоит этот броневик на базе «КамАЗ» и «Урала» в районе миллиона евро. И его закупает российская армия. Неужели Путин сам обеспокоился повторением Майдана, как в Киеве?


С. Эрматов


Из почтового адреса редакции


Источник –  Союз независимых журналистов



Триста броневиков Ташкенту взволновали Москву

0 коммент.:

Отправить комментарий