Этот вопрос наверняка мучает головы представителей экспертного сообщества, следящих за ситуацией в Афганистане. Заметим, что почти весь прошлый год российские СМИ буквально «бомбардировали» мозги своей читательской аудитории сообщениями о том, что террористами в ближайшее время готовится масштабное проникновение в государства Средней Азии с территории Афганистана. Вот и «напророчили»…
На официальном уровне озабоченность обстановкой в Афганистане не раз выражали то представители МИД РФ, то ФСБ, то ОДКБ, а в последнее время к ним добавились представители министерства обороны. Если учесть, что в соседней Украине полным ходом велись боевые действия, внимание к Афганистану казалось слишком гипертрофированным.
Кульминацией сюжета стали учения КСОР ОДКБ в Таджикистане, для проведения которых были переброшены почти пятьсот десантников из частей в России с тяжелой военной техникой. Заметим, что в активный период межэтнического конфликта на юге Кыргызстана Россия перебросила в район авиабазы в киргизском Канте батальон десантников, который якобы должен был стать устрашающим фактором для экстремистов. Однако дальше бодрых заявлений под камеру о готовности выполнить поставленную задачу ничего реального не последовало. Храбрые бойцы позволили пролить кровь.
На сайте «Афганистан. Ру» на днях вышел материал Никиты Мендковича, эксперта Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА), в котором дан анализ ситуации в Афганистане в разрезе угроз для Средней Азии. Итак, каковы его основные положения?
Во-первых, есть две цифры: «В мае руководство МВД официально признало, что в течение первых 15 недель года армия и полиция потеряли 4950 убитыми и раненными против 2900 за аналогичный период 2014 года». Они объективно показывают заметный рост активности противостояния на севере страны.
Во-вторых, есть попытка честно и логично обосновать причины столь внезапного роста активности боевиков. На взгляд Никиты Андреевича, этот рост вызван вот чем: «В 2014 году власти Пакистана начали агрессивную кампанию по выдавливанию своей вооруженной оппозиции из страны, что вызвало миграцию существенного числа боевиков Талибана и террористических организаций Средней Азии на север. По оценкам афганских властей, на январь 2015 года в Афганистан въехало не менее 400 семей, связанных с боевиками».
В-третьих, приведен пример с коррупцией в афганской армии, ставшей, по мнению автора, одной из причин частичных успехов боевиков на севере Афганистана: «Ключевой причиной сложившейся ситуации является массовое
хищение топлива, осуществляющегося и афганскими военными, и американскими подрядчиками. Причем в ряде случаев речь идет не только о завышении цен и «откатах», но и о непосредственном хищении топлива и сбыте сторонним потребителям. Расследование афганского сената также зафиксировало в провинции Бадахшан вопиющие случаи хищения оружия, боеприпасов и даже техники, которая иногда продавалась даже непосредственно боевикам».
В-четвертых, в материале приведена информация, которая не может ни при каком раскладе быть выловлена из открытых источников. Речь о группах боевиков ИГ. Читаем: «Соединения боевиков «Исламского государства» замечены в Тургунде (до 200 человек, командир Акмурад Туркменский), Шинданде (до 700, Аманнулла) и Ислам-Кале (до 300, Хаджи-Рауф).
Дело в том, что в начальной фазе своего материала автор обвиняет спецслужбы Афганистана в неумении вовремя отследить массированное перемещение по стране довольно больших сил боевиков. А после этого очень подробно указывает соединения боевиков ИГ с названиями городов, именами командиров и численностью личного состава. Если это была умышленная «утечка» из служебных докладов, то она явно не афганского происхождения.
Попытаемся теперь проанализировать этот текст. Версию о том, что в 2014 году власти Пакистана якобы выдавили боевиков на север Афганистана можно принять с большими оговорками. Если реально их выдавили с боями, то властям Афганистана не стоило больших трудов отследить этот процесс для принятия мер реагирования. Если это «засланные казачки» из Сирии или Ирака, просто ждавшие сигнала откуда-то, то это совсем другое дело.
Относительно внезапного взлета коррупции и тотальной перепродажи горючего афганскими военными и американскими подрядчиками боевикам, то эта версия «шита белыми нитками». Откуда у боевиков такие деньги, чтоб выкупить у продажных афганских тыловиков столь значительные объемы запасов горючего? И потом, привлекла внимание одна информация о том, как в Новосибирске было похищено дизельное топливо для арктической группы войск ВС РФ. Случайное ли это совпадение? Или это дизтопливо оказалось в Афганистане, а надо было списать на воров? Причем в одних СМИ написали о воровстве 14 миллионов тонн солярки, а потом написали уже о 14 тысячах.
Материалы российских СМИ изобиловали сведениями о том, как якобы боевики движения «Талибан» тысячами переходят под черные знамена ИГ. Но у нашего автора этой тенденции нет. Более того, он заключает о том, что «Первый лидер ИГИЛ в Афганистане Абдул Рауф Хадем был вскоре уничтожен талибами или пакистанской разведкой, в результате чего ни один из «опальных» командиров движения не спешит переходить на сторону «Исламского государства», во всяком случае, официально».
Автор сайта забрасывает наживку о том, что движение «Талибан» на официальном уровне утверждает, что согласно декларации в Дохе оно не
собирается вторгаться в соседние страны, но при этом якобы есть «сведения, что в ходе совещания, проведенного осенью 2014 года представителями руководства Талибана с союзными группировками из стран бывшего СССР, неофициальное разрешение на операции против республик СНГ было получено». Ну, если Никиту Андреевича приглашали на это совещание, то и кто с ним станет спорить? Значит, так оно и было. Эксперт ведь, наверное, не станет писать неправду.
Так или иначе, но пограничные столкновения в Туркменистане были, да и четверых таджикских пограничников, собиравших дрова на афганской земле, выкрадывали. Этого никто не станет оспаривать. Неужели пятьсот российских десантников были заброшены на таджикский полигон только для того, чтобы выручить этих четверых таджиков?! Ну, тогда большой респект Путину. Сжечь тонны ГСМ для четверых таджиков — высший пилотаж!
Если серьезно, то намеки российского автора на обострение ситуации в Таджикистане выглядят довольно двусмысленно. Объектом предполагаемой атаки боевиков назван Горный Бадахшан. Именно та провинция, в которой не так давно пытались «поджечь восстание» при активном освещении в главных СМИ РФ. Вариант Б задействован?
Особенно подозрительно звучит ют эта фраза: «В перспективе Талибан и таджикистанские экстремисты могут попытаться повторить в Хороге «ферганской сценарий» с провоцированием массовых выступлений против власти (уровень жизни в ГБАО очень низок) и создание фактически неподконтрольной национальным властям «исламской республики».
За всю предыдущую историю существования движения «Талибан» не было попыток создания марионеточных режимов даже в Пакистане, но вдруг они вознамерились создать в ГБАО некую республику, причем по некоему «ферганскому сценарию». Может, по донбасскому сценарию? Очень похоже, просто будет не ДНР и ЛHP, а ГБНР. Не так ли? Потом референдум.
Идем далее. Туркменистан. Любопытно, что там боевики планируют якобы атаки на газодобывающие комплексы Давлетабад и Галкыныш. Что характерно, эти сценарии возникли сразу же после того, как президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов провел в Вене переговоры с генсеком ОБСЕ Ламберто Заньером. Какие совпадения? Стоит задуматься.
Либо эти боевики стоят на довольствии из Москвы, что вполне даже вероятно, либо они совершенно случайно совпали по замыслам с задумками Кремля о том, как бы приостановить «утечку» туркменского газа в ЕС…
Масуд Абдулла
Из почтового адреса редакции
Источник – Союз независимых журналистов
0 коммент.:
Отправить комментарий