Лента новостей
Загрузка...

Арабские короли встревожены усилением Ирана

Если вкратце, то основной вывод саммита Совета содружества арабских стран Персидского залива (ССАГПЗ) в Вашингтоне к этому и сводится. Пока Тегеран находился под санкциями ООН, арабские страны наслаждались тем, что беспрепятственно зарабатывали сверхдоходы от продажи нефти. Но события «арабской весны» заставили США иначе взглянуть на то, как распределен баланс сил на Ближнем Востоке.
В гости к президенту США Бараку Обаме приехали только двое из глав государств, входящих в ССАГПЗ, Катара и Кувейта. Король Саудовской Аравии Сальман сослался на сложную обстановку в соседнем Йемене, не приехали и главы Бахрейна, ОАЭ и Омана. Хотя вполне возможно, что на самом деле король был встревожен возможным возвращением Тегерана на мировые рынки нефти и газа.
В Белом доме постарались успокоить традиционных союзников, что видно по итоговому заявлению: «Политика Соединенных Штатов будет использовать все элементы силы для обеспечения наших ключевых интересов в регионе Персидского залива, для сдерживания и противостояния внешней агрессии против наших союзников и партнеров, как мы это делали во время войны в Заливе». Или вот эта фраза: «Соединенные Штаты и государства-члены ССАГПЗ будут действовать вместе, чтобы противостоять дестабилизирующей деятельности Ирана в регионе».
В наше нестабильное время и монархи арабских стран перестали верить на слово партнерам, требуя от США заключения письменного акта о военной поддержке, однако в ответ Вашингтон предложил создать единую систему ПРО.
Впрочем, арабские короли не верят и друг другу: был период, когда Саудовская Аравия, Бахрейн и ОАЭ даже отозвали своих послов из Катара и обвинили Доху в подрыве коллективной безопасности путем поддержки исламистов в разных странах, включая «Братьев-мусульман» в Египте.
В настоящее время камнем преткновения остается Йемен, которому Саудовская Аравия помогает вернуть сверженного главу государства, а Иран посылает помощь шиитским сепаратистам. Пока эти региональные страны не столкнулись напрямую в Йемене, США должны развести их по сторонам.
В чем интерес России, подогревающей подозрительность арабов, не желающих скорого снятия санкций с Ирана? Прежде всего, в том, что Иран без снятия санкций не сможет выйти на рынок нефти, создавая конкуренцию российским нефтяным компаниям.
Возвращение Ирана в большую геополитику может отразиться и на ситуации в Афганистане, который долгое время финансировался иранцами. В любом случае, трудно предсказать последствия возврата Ирана в игру.
Федор Хмелинский
Из почтового адреса редакции

0 коммент.:

Отправить комментарий