Идея Таможенного Союза на первый взгляд смотрится красиво, особенно для тех, кто ностальгирует по временам СССР. Вот, казалось бы, он — первый шаг к новому союзу, экономическому, политическому, культурному. Шаг на пути к отмене границ, как это сейчас воплощается в Европейском Союзе. Но беда в том, что Россия — не ЕС, у нее нет военного прикрытия, подобного НАТО и экономического могущества Германии, которая, как паровоз тянет за собой длинный состав не очень богатых стран, таких как Болгария, Румыния и страны Балтии. При этом немцы постепенно выжимают из этих стран все что можно и прибирая или банкротя их стратегические отрасли экономики.
Увы, Союза версии 2.0 не получится. Наши «партнеры» и не скрывают, что видят в России мать-кормилицу, которую, впрочем, при случае можно будет осторожно «кинуть». Как это уже делает, к примеру, Казахстан, который ввел запрет на импорт мяса и молочных продуктов ряда российских производителей. Зампредседателя казахстанской Национальной Палаты предпринимателей Рахим Ошикбаев прямо заявил, что палата рекомендовала правительству ограничить импорт российских товаров, поскольку их цена упала после обвала рубля и казахские производители оказались неконкурентоспособными: «Мы внесли в правительство предложение о введении временных ограничений на ввоз в Казахстан отдельных наиболее чувствительных товаров: автомобилей, продукции птицеводства, мяса птицы, яиц, строительной арматуры, аккумуляторов».
А вскоре появилось то самое распоряжение главного санитарного врача Казахстана Жандарбека Бекшина о запрете ввоза в страну товаров российских и белорусских производителей мясных и молочных продуктов. Мотивировка, как обычно бывает в таких ситуациях, притянута за уши: «Органами санэпидслужбы и общественными объединениями по защите прав потребителей установлено массовое превышение доли влаги — до трех раз от установленной нормы. На продукцию ЗАО «Курский агрохолдинг», ООО «Урал-Бизнес», ЗАО «Майкопский птицекомбинат» отсутствует маркировка на государственном языке. А в мясе «Смолевичи бройлер», ЗАО «Приосколье» выделен патогенный возбудитель». Патогенный возбудитель еще ладно, хотя я уверен, что и в казахстанском мясе, если поискать хорошо, не меньше найдется. Но вот какое отношение к компетенции санитарной службы имеет маркировка на государственном языке? И превышение доли влаги? Никакого. Нет, я ни разу не против казахского языка — обяжите в конце концов розничных продавцов приклеить маркировку на казахском, и все дела…
В немилость попали Микояновский мясокомбинат, «Данон», «Юнимилк» и «Вимм-Билль-Данн», под запретом кондитерские изделия фирм «Русский бисквит», «Красный Октябрь», «Яшкино» и «Марс», майонезы «Саратовский 67%» и «Махеевъ». Плюс к тому, ходят слухи, что в скором времени под эмбарго попадут российские соки, мука, масло и яйца… Так, что как говорил наш Михаил Сергеевич, процесс пошел…
Мы уже давно привыкли к тому, что санитарные врачи выполняют роль церберов, которые по указке сверху находят, где надо, всяких там возбудителей. А где не надо не находят. Они там, может быть, и есть эти возбудители, но только где гарантия, что их нет в том мясе, которое легко проходит контроль? Вряд ли в том же Казахстане так уж ревностно следят за соблюдением санитарных норм на своих предприятиях.
Что скрывать, и мы не без греха — некоторые решения нашего главного санитара тоже вызывают вопросы, а иногда и просто смех. Но есть разница: мы вводим подобные санкции против недружественных нам стран и чаще всего, как ответную меру. А вот зачем нам нужны торговые войны внутри Таможенного Союза и почему Казахстан, который говорит, что он нам друг, брат и стратегический партнер, подложил такую свинью, непонятно. Что, дружба — дружбой, а денежки — врозь?
Кстати, новоявленный член союза — Киргизия еще более ненадежный партнер, власти которой решили затеять игру на противоречиях России и Запада. Как бы не доиграться им. Ладно, у Казахстана есть какая-никакая экономика, в Киргизии нет и этого. Зато достаточно крикунов и болтунов, которые теперь называются политкорректно — гражданские активисты.
Например, эксперт Манас Султанов заявил, что решение Киргизии вступить в ЕАЭС — ошибка, поскольку все входящие в него страны являются авторитарными государствами, к тому же Россия в настоящее время переживает экономический кризис: «Политически это очень сомнительный союз. Может, нам надо интегрироваться с Японией, Кореей, Китаем, но не с Таможенным союзом. Участники ТС — это страны с очень высоким уровнем коррупции, с криминальными порядками. Мы боимся этих бизнесменов, этих инвесторов, которые придут к нам, будут здесь стрелять, убивать в борьбе за бизнес».
Смешно. Как говорится, чья бы корова мычала. Я не говорю, что у нас, и тем более в Белоруссии и Казахстане бизнес прямо-таки прозрачный как стекло. Ну уж точно не грязнее, чем в Киргизии, где ни один мало-мальски прибыльный бизнес не обходится без политической и криминальной крыши. Примером тому пестрящие заголовки и громкие разоблачения в Киргизии. Не будет никогда в этой стране демократии, кто бы к власти не пришел. С Китаем Киргизия интегрируется настолько тесно, что уже потерял часть своей территории. В Корее и Японии бизнесмены вообще не знают, что такое Киргизия, а если даже и знают, то не понимают, во что там инвестировать и зачем. Но это их проблемы. Нам-то, зачем оно надо?
Говорят, надо — политика, геополитика. Уже все открыто говорят, что Союз — это объединение политическое. Например, эксперт Института корпоративного управления и развития Андрей Залепо сказал, что решение Киргизии о вступлении в ТС — на 80% политическое. Но нам что проку от такой политики.
Неужели мало нам союзного государства с Беларусью? Хотя даже с братским народом не все идет гладко. В Беларуси сейчас очень многие зарабатывают на транзите санкционных товаров, когда на устрицы или сыр пармезан наклеивается этикетка белорусского «производителя», и готово. Но с белорусами у нас все-таки есть культурная общность, и стратегическое партнерство, в том числе в военной сфере. А вот Киргизия на роль стратегического партнера не годится. Здесь постоянно муссируется тема русских завоевателей, все время звучат призывы отказаться от русского языка и русских названий. Топонимическая лихорадка и языковая истерия свирепствуют в Киргизии уже давно, и это при власти, которая позиционирует себя как пророссийская. Хотя это еще вопрос, если послушать Атамбаева, так он всем друг и брат, кто дает кредиты и гранты.
Давайте трезво подходить к тому, что Киргизия напоминает содержанку, которая к тому же заявляет: будете мало давать и много требовать, уйду к другому. Но так ли прекрасна эта «особа»?
Александр Иваницкий
Источник — maxala.org
0 коммент.:
Отправить комментарий