Лента новостей
Загрузка...

Для решения водных проблем Центральной Азии нужна новая стратегия

После распада Советского Союза доноры потратили миллионы в попытке решить хронические водные и энергетические проблемы Центральной Азии, но Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан упустили эту возможность.
Об этом сказала Trend директор Центральноазиатского проекта Международной кризисной группы, которая недавно опубликовала доклад «Бремя воды для Средней Азии», Дейрдре Тайнан (Deirdre Tynan), .
«В этом вопросе как самому региону, так и тем, кто хотел бы помочь, в том числе странам Запада и России, необходима новая стратегия», — сказала она.
По ее словам, несмотря на более чем 20 лет независимости [стран Центральной Азии], миллионы людей в регионе по-прежнему не имеют достаточного доступа к чистой воде.
Эксперт считает, что Кыргызстан и Таджикистан могут вновь столкнуться в этом году с дефицитом электроэнергии, несмотря на огромный гидроэнергетический потенциал.
По словам Тайнан, проблема с водоснабжением даже спровоцировала столкновения на границе в районе Ферганской долины.
«До сих пор эти столкновения были лимитированы. Но они могут вызвать цепную реакцию, с которой правительства стран Центральной Азии будут бороться, чтобы предотвратить большие человеческие жертвы», — сказала она.
По словам эксперта, низкий уровень воды в Токтогульском водохранилище Кыргызстана поставил страну перед дилеммой.
Тайнан отметила, что Кыргызстан из своего скудного бюджета пытается оплатить импорт электроэнергии из других стран.
По ее словам, зимой прошлого года жителям Кыргызстана рекомендовали приобретать уголь для отопления своих домов.
Но 37 процентов населения Кыргызстана уже живет в бедности. Многие живут в многоквартирных домах, где нет возможности использовать открытый огонь для отопления, сказала директор проекта.
По словам Тайнан, жители Баткенской области Кыргызстана собирают и жгут дрова и навоз. Электроэнергию подают только в столицу – Бишкек, сказала она.
По ее словам, планы по повышению тарифов на электроэнергию в текущем году приведут к дальнейшему недовольству и беспокойству населения Кыргызстана.
Эксперт сообщила, что электроэнергия в квартиры рядовых граждан другой страны — Таджикистана — зачастую подается только три часа в сутки.
По словам Тайнан, отсутствие базовых услуг и падение уровня жизни вызывают беспокойство, что создает новую опасность для государственной стабильности, в то время как растет разочарование среди народа.
Руководитель проекта отметила, что, несмотря на наличие подобной угрозы, страны региона не меняют свою политику.
По ее словам, предыдущие соглашения о разделе водных ресурсов, подготовленные в основном по образцу договоров времен СССР, на сегодняшний день неэффективны.
«Находящиеся выше по течению Кыргызстан и Таджикистан, располагающийся ниже Узбекистан видят друг в друге не партнеров, управляющих общими ресурсами, а противников, борющихся за получение прибыли за счет своих соседей. По этому вопросу могут проводиться регулярные встречи, и есть масса постсоветских соглашений о разделе водных ресурсов, ни одно из которых не является юридически обязательным, однако Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан все больше отдаляются друг от друга», — сказала она.
По словам эксперта, хлопководство, требующее интенсивного орошения, остается основным источником доходов узбекского правительства в иностранной валюте. Если летом этого года вода будет удерживаться в Токтогульском водохранилище, тысячам узбекских фермеров будет нанесен ущерб.
Она напомнила, что правительство Узбекистана в прошлом неоднократно использовало метод экономической блокады для того, чтобы оказать давление на своих соседей.
По ее словам, Ташкент полагает, что Бишкек и Душанбе, возможно, планируют сделать то же самое в водном вопросе, и может применить силу против новых ГЭС и водохранилищ, строительство которых планируется в настоящее время в Кыргызстане и Таджикистане.
«Президент Узбекистана Ислам Каримов предупредил о возможности войны, и российские, западные и местные официальные лица не считают, что это блеф», — сказала Тайнан.
Проблема заключается не столько в том, что воды не хватает, сколько в том, как она используется, отмечает эксперт.
«Очертания возможного соглашения, которого должны требовать доноры и международное сообщество, ясны. Узбекистан должен убедительно пообещать, что он положит конец массовым потерям воды из-за устаревших методов орошения и неудачных методов ведения сельского хозяйства. Одновременно Кыргызстан и Таджикистан должны взять на себя обязательства по ответственному управлению водохранилищами. Искоренение коррупции и неэффективного управления должны стать началом», — сказала она.
В свою очередь, международные доноры, включая Россию как члена Всемирного банка (ВБ) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), должны настаивать на уголовном преследовании за хищение миллионов долларов денежной помощи, выделенной на водные проекты, отметила эксперт.
Тайнан подчеркнула, что продолжение финансирования городских и сельских проектов водоснабжения должно зависеть от успешного применения мер по борьбе с коррупцией.
«Доноры крупных ГЭС должны настаивать на строгом финансовом надзоре и полной реформе энергетического сектора. Россия как ведущий инвестор в крупные ГЭС в Кыргызстане должна настаивать на строгом финансовом надзоре и полной реформе энергетического сектора», — сказала она.
По ее словам, Камбаратинская ГЭС-1 и Верхне-Нарынский каскад ГЭС в Кыргызстане имеют большой потенциал, и жизненно необходимо, чтобы эти проекты не стали жертвами взяточничества или были сорваны из-за бюрократии.
Однако достижение нового регионального водного договора, вероятно, потребует много времени, считает эксперт.
«Сначала Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан должны сосредоточиться на более скромных двусторонних соглашениях об общей воде. Они должны ускорить долгий процесс делимитации границ и отступить от конфронтации в спорных районах. Трансграничные инфраструктура и проекты по управлению водными ресурсами также должны пройти определенный путь, чтобы ослабить напряженность в Ферганской долине. Если более успешные двусторонние соглашения будут заключены, то они в конечном итоге смогли бы сформировать платформу для регионального соглашения», — сказала она.
В то же время, по словам эксперта, Россия и другие члены международного сообщества, доноры должны использовать все имеющиеся у них рычаги, чтобы убедить страны Центральной Азии встать на этот путь, изменить динамику, которая может привести к вооруженному конфликту, и заложить основы всеобщего процветания и справедливого водоснабжения.
Елена Косолапова
Источник  —  trend.az

0 коммент.:

Отправить комментарий