Лента новостей
Загрузка...

Таджикистан: демократические ценности во благо диктатуры

В Таджикистане, вопреки официально провозглашенной демократической форме правления, установлена жесткая диктатура. Она удачно адаптирована к современным реалиям, здесь жестко подавляют и преследуют любую оппозицию. Но в отличие от того же Пол Пота Эмомали Рахмону для сохранения режима не нужно крошить мотыгой черепа подданных. Теперь показные казни ни к чему – ведь есть своя отлаженная судебная и карательная система, которая с соблюдением всех формальностей цивилизованного общества упечет человека в тюрьму, где тот сгниет заживо.

Диктатор Рахмон на публике демонстрирует миролюбие, стремление дружить со всем миром. На деле, подстраиваясь под геополитические интересы сверхдержав, извлекает выгоду из этой "многовекторной" политики, а также игры в демократию. Здесь есть законодательное собрание, где заседающие депутаты-марионетки даже инициируют принятие законов, якобы расширяющих гражданские права и свободы граждан.

В результате подобных "демократических" преобразований все властные полномочия оказались у мастера политической мимикрии Рахмона, который безраздельно правит с 1992 года, установив тотальный контроль над обществом. Демократические ценности стали для него удобной ширмой, прикрывающей антинародную и безжалостную сущность диктата.

Президент уже обеспечил себе пожизненное президентство, но ему этого мало. На 22 мая в стране назначен референдум с вполне предсказуемым результатом, по итогам которого Рахмон в Таджикистане станет фигурой, приравненной к Богу. Можно не сомневаться, что 97-98% процентов участников референдума проголосуют "за" и утвердят за бывшим директором совхоза колхоза статус "Основателя мира и национального единства – Лидера нации".

И этот бред сивой кобылы обстряпан по всем демократическим нормам. Сначала с инициативой вышла группа депутатов парламента, предложившая поправки в Конституцию, закрепляющие за Рахмоном пожизненное президентство. Парламент, где заседают ставленники пропрезидентской партии, единогласно утвердил изменения в Основной закон. Затем их легитимность вердиктом утвердил Конституционный суд. В принципе, нынешний президент мог бы править до конца своих дней без этого маскарада. Зачем же еще "за уши" притягивать референдум?! Но видать знает кошка, чье мясо съела. Вот и Рахмон решил референдумом "повязать" все население республики. Если что, потом всегда можно сказать – за меня весь народ голосовал.

Но и этого "Основателю мира" мало. Человек немолодой, весь в государственных заботах, он понимает, что к нему в один прекрасный день без приглашения неожиданно может прийти какой-нибудь инфаркт, инсульт или "альцгеймер" - и все, пиши пропало. Потому он заранее "хеджирует" риски и позаботился о преемнике.

Каждый в Таджикистане знает, что дела у него будет принимать любимый сын Рустам Эмомали. Пока отец заставляет чадо набраться управленческого опыта на министерских должностях. Но вот беда, отпрыску всего 28 лет, а по Конституции президентом может быть гражданин республики не моложе 35 лет. Эту конституционную "ошибку" сейчас в авральном порядке исправляют. Не сегодня-завтра в Основном законе путем поправки будет изменена норма, согласно которой возрастной ценз кандидата в президенты сократиться на пять лет – с 35 до 30 лет. Так что за следующие президентские выборы, которые пройдут в 2020-м Рахмон может быть спокоен.

Другая универсальная черта диктаторов – не совсем убедительные суды по обвинению оппонентов в страшных прегрешениях, которые, как правило, превращаются в судилище.

В Таджикистане пока вся страна готовится к майскому референдуму, начался громкий процесс о попытке государственного переворота, в причастности к которому обвиняется единственная оппозиционная партия страны. На скамье подсудимых - 16 человек, в том числе 13 членов высшего политсовета Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). А сам процесс один в один напоминает сталинские суды в самый разгар репрессий.

Подсудимые обвиняются в тяжких преступлениях: терроризме, экстремизме, попытке государственного переворота, свержения конституционного строя и убийствах. Следственные органы отказываются комментировать детали дела, так как уголовные дела против членов ПИВТ объявлены секретными. Само дело будет рассматриваться не в здании Верховного суда, а в следственном изоляторе ГКНБ, где обвиняемые содержатся уже более четырех месяцев. Родственники подсудимых на процесс допущены не были. Следственные органы предупреждали их об ответственности и серьезных последствиях в случае, если они попытаются предать огласке полученные сведения о ходе следственных мероприятий или судебного процесса. И это не пустая угроза. Арестован и помещен в тюрьму первый адвокат обвиняемых Бузургмехр Еров, осмелившийся публично заявить, что его подопечные подвергаются пыткам и избиениям.

Однако именно такие судилища обнажают истинное звериное и античеловеческое нутро диктаторского режима, в какие бы демократические одежки он не рядился.

Мубин Амиршоев

Источник - ЦентрАзия

0 коммент.:

Отправить комментарий