Лента новостей
Загрузка...

"Назарбаев с управлением страной уже не справляется"

Постназарбаевское государство будет меняться или по кыргызскому варианту, когда страна расколется кланово-территориально, или по туркменскому, когда после короткой и кровопролитной драки в верхушке появится новый «лидер нации», который потихоньку будет демонтировать культ Назарбаева, чтобы тот не мешал его собственному культу. Такой расклад дал Муратбек Кетебаев.


«Проскочив» на максимальной скорости досрочные президентские выборы и все, что с ними связано, казахстанские власти вроде бы сосредоточились на институциональных реформах и дальнейшей модернизации казахстанского общества. Однако некоторые эксперты оценивают амбициозные планы Акорды как нереалистичные. В частности такого мнения придерживается казахстанский экономист Муратбек Кетебаев. Мы попросили его прокомментировать намерения  казахстанских чиновников.

— Муратбек Камалбаевич, на прошлой неделе, например, был опубликован план «100 конкретных шагов современного государства для всех». Как Вы думаете, будет ли успешен этот очередной замах елбасы на «лечение системных заболеваний»?

— Нет, конечно. «100 конкретных шагов» это документ не рабочий, то есть не план, по которому будут работать правительство, Нацбанк, госхолдинги и нацкомпании, прочие госструктуры, а политическая реклама в пользу Назарбаева. Отсюда его бросающаяся в глаза несистемность, несбитость, когда вместе с действительно важными пунктами включены третьестепенные, а реализуемые мероприятия намешаны с голимой фантазией. Ну и все остальное, бросающееся в глаза даже мало искушенному читателю.

— Что Вы имеете в виду?

— А вы не задавались вопросом, почему 100 конкретных шагов, а не, скажем, 27 или 90? Ответ на этот вопрос принципиально важен, поскольку исчерпывающе объясняет, зачем и почему была подготовлена и озвучена эта очередная стратегическая программа Назарбаева.

— Вы знаете почему?

— Догадываюсь. Срочно потребовался большой программный документ, задач у которого несколько. Во-первых, увлечь массу населения и мобилизовать его на решение стоящих перед страной и государством задач. Во-вторых, заставить казахстанцев поверить в светлое будущее свое и республики и убедить их ради него потерпеть настоящие проблемы. В-третьих, отвлечь внимание народа от прошлых госпрограмм, точнее от обещаний Акорды и елбасы, а самое главное, от того, что обещания не выполнены.

Однако тут возникла общая для казахстанской госмашины проблема — исчерпание ресурсов. Большая программа требовала много шагов, ну точно больше 10. Но цифры 30 и 50 ранее уже использовались, помните «Казахстан-2030» и «Казахстан-2050»? Видимо, в администрации президента РК решили, что лучше 100, чем 70, 80 или 90. Круглее, а значит, убедительнее. Поэтому им пришлось обеспечивать количество шагов за счет их качества.

Это свидетельствует о том, что главной целью программы была она сама, то есть затевался весь проект не ради реального «лечения системных заболеваний», а ради политической рекламы в пользу Назарбаева, о чем я уже говорил. Другой вопрос, что Акорда в принципе не способна сегодня «родить» что-то серьезное, способное мобилизовать общество и подвинуть его действовать скоординированно в одном направлении ради общей цели.

Посмотрите, кого елбасы включил в Национальную комиссию по модернизации?Премьер-министр РК Масимов, руководитель администрации президента РК Нигматулин и его заместители Донаков и Майлыбаев, зампредседатели сената и мажилиса парламента РК Бейсембаев и Назарбаева, министр Досаев, помощник главы государства Орынбаев. То есть люди, которые занимают высокие государственные должности. Но если они на своих позициях ничего не смогли сделать, то что смогут теперь?

Единственный нечиновник в составе НКПМ это президент АОО «Назарбаев Университет» Шигео Катсу. Мне скажут, что общественные деятели, ученые и эксперты есть в составе рабочих групп, но… они исполнители. Бессмысленно пытаться создавать документ общенациональной, консолидирующей, мобилизующей и направлящей силы усилиями только госаппарата, в рамках госаппарата и ради госаппарата! Да, можно административным усилием загнать людей на избирательные участки голосовать, но нельзя заставить их думать. Да еще думать производительно.

— Ну, может быть, «Нур Отан» при поддержке КНПК, «Ак жола» и других политических партий, «Гражданского альянса Казахстана» и иных прогосударственных НПО сможет активизировать наше общество, и оно подключится к выполнению указаний «лидера нации»…

— Если они не смогли свершить подобного ни разу за два десятилетия, то не сделают ни сейчас, ни в следующие двадцать лет. Поэтому государству придется напрягаться самому. Но критична здесь не столько информационно-пропагандистская слабость Акорды, причем не количественная, с этим как раз все в порядке, а качественная, сколько полное неверие людей во власть, в ее слова, обещания, гарантии, в ее честность, ответственность, справедливость. При этом двоедушие у нас стало массовым: думать одно, а говорить другое — норма.

Согласитесь, можно обманывать всех, но не долго, можно обманывать долго, но не всех, а вот обманывать всех и долго не получалось ни у кого в истории. Не получится это и у Назарбаева сейчас, особенно в наш век глобализации, информатизации и вписанности Казахстана в мировой рынок. Обратите внимание, даже самые провластные СМИ и интернет-ресурсы, которые специализируются на «расплющивании» личных и политических врагов елбасы, переполнены материалами о преступлениях, злоупотреблениях и воровстве во власти.

Поэтому можно даже не сомневаться, что пока народ не почувствует что-то искреннее, настоящее в намерениях и действиях власти, не увидит трещины в той железобетонной плите, которую Назарбаев и его клика водрузили на страну, никто не станет проявлять активность. Исключение возможно только частное, если будет увидена некая личная перспектива, возможность удовлетворить корысть, но, согласитесь, этого достаточно для имитации процесса общенародного обсуждения и поддержки идей елбасы, но не для общенационального реформирования.

—  Но Назарбаев продолжает настаивать на том, что сначала экономика, а только потом когда-нибудь политика…

— Я считаю, что казахстанская политическая система уже достигла своего высшего этапа, более того, она мертва с точки зрения перспектив ее развития, реконструкции или реформирования. А поскольку политика есть концентрированное выражение экономики, то попытки разделить их, проводить политические и экономические реформы по отдельности бессмысленны. Подобные заявления Назарбаева это стремление завести рака за камень, навести тень на плетень, поэтому комментировать их — только тратить время зря.

Какая главная цель нашей «суперпрезидентской» системы? Ее целеполагание очень простое — вечная власть Назарбаева над страной и народом. Любой, кто возьмет на себя труд перечитать провластные СМИ за годы его правления, будет вынужден признать — елбасы дает обещания, которые частично выполняются, но по большей части нет. Но вместо того, чтобы признать это и заняться выполнением обещанного или уступить место другому человеку, который способен решать проблемы, глава казахстанского государства дает новые обещания. Как бы закрывая ими предыдущие.

Политическая система республики сегодня — государственно-монополистический капитализм на его последней стадии развития, империализма Назарбаева. Другое дело, что объективные обстоятельства не дают развернуться «лидеру нации» и ему приходится ограничиваться выдвижением идей, которые подхватываются и реализуются другими, а также пытаться засветиться в международной политике пустыми инициативами вроде «АТОМа». Или мнимым посредничеством в сирийском, украинском и иных конфликтах.

Так вот, крупные корпорации в республике — это наперсники Акорды, заинтересованные в том, чтобы извлекать максимальную прибыль при минимальных расходах. Именно поэтому они поддерживают Назарбаева как внутри республики, так и в государствах своего происхождения. То есть их целеполагание совпадает на 90% с целеполаганием Акорды — вечная власть Назарбаева над страной и народом. Таким образом, две ключевые силы заинтересованы в имитации реформ, а не их проведении. При таком раскладе реальные реформы возможны только как ошибка Акорды. Она их, правда, делает много и часто, но адмресурс пока это компенсирует.

— Вы хотите сказать, что пять президентских реформ Назарбаева не получатся?

— Конечно, нет. Происходящее сегодня в Казахстане сильно напоминает мне то, что имело место в Советском Союзе в 1985—1988 годах, когда новое руководство КПСС под лидерством Горбачева, Лигачева и Яковлева пыталось изменить социалистическую систему, сделать ее более современной, эффективной и конкурентоспособной, не меняя ее основные принципы. Чем все это закончилось, мы знаем. Помнит об этом и Назарбаев, так что он постарается, чтобы процессы оставались подконтрольными ему.

Более того, елбасы если не понимает, то чувствует — он перестает справляться со страной и ее проблемами, а его стратегические программы не исправляют ситуации. Обратите внимание: в своем выступления на Азиатском экономическом форуме президент назвал причины, которые, по его мнению, мешают казахстанцам достигать успеха. Так вот причины эти — пережитки прошлого, а короче — мы, казахстанцы, со своим менталитетом. Вот и получается, что Назарбаев старается решать экономические проблемы, которые пришли в страну извне, но их решению мешаем мы, казахстанцы.

— От Ваших слов веет таким пессимизмом, что жить не хочется, по крайней мере в Казахстане…

— Ну что вы, все будет хорошо. Наш народ пережил столько бед, вспомните последние 100 лет, что нынешние трудности это не критично. Другое дело, сохранится ли Казахстан как суверенное и независимое государство? Будет ли казахстанский народ единым или расколется по национальному, языковому и религиозному признакам? Будут ли уровень и качество жизни соответствовать цивилизованным или нет? В какую сторону двинется страна —  снова назад в прошлое или, может быть, вперед в будущее?

История это то, что делается не одним человеком, даже если он «лидер нации». Поэтому я допускаю, что ухудшение социально-экономической ситуации в стране приведет к слому нынешней политической системы. Более того, могу предсказать, когда это, возможно, случится — вскоре после смерти Назарбаева, когда его преемники будут делить власть, госаппарат расколется в своей поддержке разных элитных кланов, а зарубежные игроки будут выбирать, кого поддержать.

В силу объективных обстоятельств, в первую очередь критического ухудшения качества населения и отсутствия гражданского общества, постназарбаевское государство и политическая система будут меняться или по кыргызскому варианту, когда страна расколетсякланово-территориально, или по туркменскому, когда после короткой и кровопролитной драки в верхушке появится новый «лидер нации», который потихоньку будет демонтировать культ Назарбаева, чтобы тот не мешал его собственному культу. Иного, к сожалению, пока не просматривается.

Более того, судя по тому, как на наших глазах меняется Россия, как там бронзовеет Владимир Путин и российское государство становятся все более авторитарными, наш северный сосед закроет для нас последний шанс пойти по демократическому пути развития. Мы останемся суперуправляемым государством и потому, что это нужно правящей в стране элите, и потому, что это нужно тем, кто оказывает на эту элиту ключевое внешнее влияние.

— Спасибо за комментарии.


Нурахмет КЕНЖЕЕВ

Источник  —  respublika-kaz.info


"Назарбаев с управлением страной уже не справляется"

0 коммент.:

Отправить комментарий