Лента новостей
Загрузка...

Таджикистан: миграция-ассимиляция

На сегодняшний день 60 процентов внутреннего валового продукта Таджикистана формируют мигранты. Страшно представить, что будет, если мигранты вдруг перестанут отправлять деньги домой.

В то же время таджикские СМИ пестрят публикациями на тему "верните мужа", "пропал муж". Обеспокоенные женщины, мужья которых уехали в Россию, бьют тревогу - от любимых нет ни весточки, а дети сироты при живом отце. Они обивают пороги чиновников, просят помочь, но те только разводят руками – мол, ничего не можем сделать. Проблема то не в масштабах одного человека - ее одной подписью или указом не решить. Это беда целой страны, которая сама себя загнала в миграционную ловушку. 60 процентов ВВП - это не шутка. Это пострашнее атомной войны. Более того на фоне наблюдаемого экономического кризиса в России, где сегодня живет и работает каждый третий гражданин республики Таджикистан - это становится системной проблемой всего таджикского общества.

Гражданская война, пришедший к власти Эмомали Рахмон, хищения в государственных масштабах его кланом, вливание огромных денег в пустые проекты типа установки самого высокого флагштока, все это отнюдь не способствовало процветанию таджикского народа, а наоборот, еще больше загоняло его в объятия нищеты и бедности. А это хуже, чем смерть. Лучше умереть, чем видеть, как твой ребенок недоедает, ходит в обносках, как в 12-14 лет идет копать уголь, толкает тележки с тяжелым грузом. Или совершает что-либо похуже - продает наркотики или ворует.

Рахмоновская система правления порождает лишь проблемы для простого народа. Поэтому народ вынужден искать выход их сложившейся ситуации. Сам, без помощи нынешней власти, которая сама себя избрала и теперь продает, проедает ресурсы, землю, которые принадлежат народу.

Трудоспособные граждане Таджикистана массово уезжают за рубеж, чтобы заработать денег и послать домой, семье, чтобы родные могли жить нормально. Родная страна не дает им такой возможности - нормальную работу и зарплату, на которую можно прокормить семью.

Ежегодно в Таджикистане не может трудоустроиться 200 000 человек. Для него это слишком высокий показатель. И единственно реальный. Потому что другие высокие показатели - сплошная липа. Не было и нет в стране экономического развития, чем так хвастается Рахмон при каждом удобном случае. Нет десятков новых предприятий в год, нет новых строек, кроме никому не нужного Рогуна. Нет благоприятного внешнеэкономического климата, о котором постоянно рассказывает президент. И как следствие всего перечисленного в стране нет полноценного рынка труда, где каждый мог бы найти применение своим знаниям и навыкам.

И не это страшно, а то, что поездки за рубеж для многих становятся длиною в жизнь. На автобусах, поездах и самолетах по маршруту "Душанбе-Москва" и дальше по всей России: Екатеринбург, Санкт-Петербург и т.д. люди едут в поисках лучшей жизни. И многие, почувствовав свою необходимость на чужбине, просто не хотят возвращаться туда, где нищета и беспросветность. Все чаще для молодых мигрантов этот рейс становится последним - они остаются в России, которая их приютила, обзаводятся новыми семьями, забывая те, что остались в Таджикистане. Забывая о своих кровиночках-детках, отцовском и сыновьем долге, перестают звонить и отправлять деньги. Проще говоря, ставят крест на прошлом и не желают о нем вспоминать. И таких случаев тысячи.

Подобная тенденция ложится новым бременем на бюджет Таджикистана, который обязан, следуя собственной политике, обеспечить полную соцзащиту брошенных детей до достижения ими совершеннолетия - то есть кормить, одевать детей мигрантов. Бедные дети, бедные женщины.

Сейчас Таджикистан как никогда зависит от денежных переводов из России. Однако миграционный корпус, который пережил золотые времена, начинает слабеть, разбредаться по России, пускать корни. Еще несколько лет и Таджикистан забьется в ломках без дозы денег трудовых мигрантов.

Хамитдин Сиджоудинов

Источник - ЦентрАзия

0 коммент.:

Отправить комментарий