Лента новостей
Загрузка...

Демарш Масимова

Премьер-министр Казахстана Карим Масимов отказался ехать на встречу глав правительств Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана в Ереван. Этот демарш расценили в Армении как отнюдь не союзническое поведение партнера по Евразийскому союзу и ОДКБ.

Ранее на постсоветском пространстве был только один политический лидер, который по своему желанию и усмотрению посещал межгосударственные саммиты — это президент Узбекистана Ислам Каримов. Его выкрутасы другие лидеры постсоветского пространства мужественно терпели и даже пытались как-то оправдать, но все закончилось печально. Узбекистан, в конце концов, вышел из всех интеграционных образований и сейчас присутствует только в ШОС, отказавшись от участия в ОДКБ и ЕАЭС.

Теперь сомнительную славу Ислама Каримова, похоже, приобрел премьер-министр Казахстана Карим Масимов. На запланированную 8 апреля в Ереване встречу глав правительств Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана он не приехал, предложив ее перенести в Москву.

Причем каких-либо официальных объяснений от казахской стороны не последовало. Лишь пресс-секретарь премьера РФ Дмитрия Медведева Наталья Тимакова сообщила, что «с учетом сложившейся ситуации» было решено согласиться с предложением Казахстана, председательствующего в ЕАЭС, о переносе заседания межправительственного совета ЕАЭС в Москву на следующей неделе».

В переводе с дипломатического языка это означает, что демарш Масимова был вызван событиями в Нагорном Карабахе, где вновь начались военные столкновения между войсками Азербайджана, непризнанной НКР и Армении. И если бы Масимов приехал в Ереван, то, по мнению казахстанской стороны, тем самым он продемонстрировал бы свою поддержку Армении.

Понятно, что в самой Армении такую позицию партнера по Евразийскому союзу не поняли, посчитав унизительной для страны. Президент Армении Серж Саргсян на встрече с премьер-министром России Дмитрием Медведевым в Ереване заявил: «Я сожалею, что некоторые из наших партнеров среди государств-членов Евразийского экономического союза отказались приехать в Ереван для участия в предварительно запланированном мероприятии. Я не знаю, насколько они помогли этим Азербайджану, но то, что они подорвали репутацию нашей организации, не вызывает сомнений».

Дмитрий Медведев пытался смягчить раздражение Саргсяна, заявив, что, дескать, поведение Казахстана можно понять, потому как «не все партнеры хорошо информированы о текущей ситуации».

Однако премьер-министр Армении Овик Абрамян также посчитал, что оснований для переноса заседания межправсовета ЕАЭС, не было. В ходе переговоров в расширенном составе с премьер-министром России Дмитрием Медведевым Абрамян заявил, что заседание межправительственного совета ЕАЭС, запланированное в Армении, «без серьезных на то оснований в последний момент было предложено перенести». «Хочу подчеркнуть, что такой стиль работы мы считаем неприемлемым», — сказал глава армянского правительства.

Как бы там ни было, но заседание глав правительств ЕАЭС перенесли в Москву на 13 апреля. Однозначно, что на этом саммите будет обсуждаться тема Нагорного Карабаха, но будет ли там участвовать армянская сторона — большой вопрос. В самой Армении мнение на этот счет разделились. Одни считают, что Армения должна принять участие в заседании глав правительств ЕАЭС и высказать жесткую позицию по поводу переноса места его проведения из Еревана в Москву. Другие полагают, что на демарш надо ответить демаршем.

Как отметил депутат, член постоянной парламентской комиссии по внешним связям, председатель общественной организации «Европейская интеграция» Карен Бекарян, Казахстан постарается представить позицию Азербайджана. При таком раскладе отсутствие Армении приведет к тому, что некому будет противопоставить им факты.

«Было бы целесообразней и продуктивней принять участие и высказать свою позицию, выразить свое отношение к партнерам, в том числе, для того, чтобы исключить возможного повторения ситуации в дальнейшем», — сказал Бекарян журналистам.

Бойкот Казахстана действительно удивляет. Во-первых, Евразийский экономический союз не имеет никакого отношения к военно-политическому блоку. Во-вторых, решение о месте проведения встречи принималось задолго до обострения ситуации в Нагорном Карабахе, а сам Ереван находится на значительном расстоянии от боевых действий, поэтому безопасности участников саммита ничего не угрожало.

Кроме этого, Армения и Казахстан входят в ОДКБ, а в Уставе этой организации записано: «Для достижения целей Организации государства — члены принимают совместные меры к формированию в ее рамках действенной системы коллективной безопасности, обеспечивающей коллективную защиту в случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету и реализацию права на коллективную оборону, включая создание коалиционных (коллективных) сил Организации, региональных (объединенных) группировок войск (сил), миротворческих сил, объединенных систем и органов управления ими, военной инфраструктуры».

Иначе говоря, этот пункт Устава ОДКБ напоминает пятый параграф Устава НАТО, который говорит о том, что нападение на одну страну альянса будет означать агрессию против блока в целом. Конечно, с формальной точки зрения, помощь ОДКБ не распространяется на НКР и армянская сторона не рассчитывала на военное участие союзников. Но антиармянский демарш Астаны точно стал неприятной неожиданностью для Еревана.

С другой стороны, Казахстан и Азербайджан состоят в Союзе тюркоязычных государств, и казахи воспринимают азербайджанцев как братьев по вере. Но, согласитесь, складывается странная ситуация, когда член ОДКБ и ЕАЭС в конфликте принимает сторону не партнера по своим союзам, а «чужака», входящего в союз с Украиной, Грузией и Молдавией (ГУАМ). Можете представить себе такое поведение любого члена Евроатлантического альянса? Я нет.

Сергей РАСОВ

Источник - www.respublika-kaz.info

0 коммент.:

Отправить комментарий