Лента новостей
Загрузка...

Упадок образования в Кыргызстане – угроза будущему страны

Известно, что образование является одним из основных базовых факторов развития государства. Без государственной поддержки и правильной политики в области образования достичь значительных успехов достаточно сложно. Образовательная система каждой страны имеет собственный опыт становления и путь развития.

В Кыргызстане с момента обретения независимости образование входило в одну из преимущественных сфер государства. За этот период в системе образования Кыргызской Республики периодически проводились реформы. Менялись содержание образования и система оценки качества обучения, изменялись подходы к управлению и финансированию образования, структура системы образования. Но насколько данные реформы влияют на качество образования, насколько они эффективны и успешны – ответ на этот вопрос может быть дан только через десятилетия, т.к. результаты в этой сфере имеют отсроченный характер.

Вместе с тем, нынешняя ситуация выдвинула перед системой образования целый ряд социально-экономических, общественных, образовательных и управленческих проблем.

Социально-экономическое положение в Кыргызской Республике привело к ощутимому снижению финансирования, что сказалось на бюджете образовательных организаций, особенно, на заработной плате педагогов и состоянии учебно-материальной базы учебных заведений. Невозможность достаточного государственного финансирования побуждает бюджетные организации искать дополнительные средства.

В настоящее время в Кыргызстане функционируют 2 027 среднеобразовательных учреждений, в которых наблюдается нехватка 2 340 учителей, в основном, математиков, физиков, преподавателей иностранных языков, сменивших работу на более высокооплачиваемую в отраслях экономики и бизнеса или выехавших на заработки в Россию.

Минобразования Кыргызстана обеспокоено тем, что, в случае выхода на пенсию нынешнего поколения преподавателей, заменить их в школах будет некем. Такая ситуация вынуждает принимать на работу в общеобразовательные учреждения выпускников профильных ВУЗов, не планирующих заниматься преподавательской деятельностью после получения диплома.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся свидетельствует о том, что знания более 85 % кыргызских подростков не соответствуют минимальным требованиям грамматики, математики и других предметов. Именно эта категория лиц является основным контингентом для вербовщиков экстремистских организаций.

Основными причинами такого положения дел являются затяжной экономический кризис и отсутствие реальных перспектив улучшения ситуации. По этой причине граждане страны, в том числе учителя, в целях заработка независимо от социального статуса и общественного положения вынуждены заниматься торговлей или другой более прибыльной деятельностью. При этом престиж профессии педагога остается низким, в первую очередь, в силу слишком низкой зарплаты (не более 60-70 долларов США в месяц).

Эта проблема особенно остро стоит в регионах, где один школьный педагог преподает по 3-4 предмета одновременно, сохраняется дефицит современных учебников, имеющиеся в основном издания 80-90-х годов прошлого столетия. В силу дефицита в учебных заведениях компьютерной техники не представляется возможным использование электронных учебников. Ввиду наличия подобных проблем Кыргызстан был исключен из рейтинга международной программы оценки образовательных достижений, в которую входят около 70 стран мира.

В таких условиях правительство Кыргызстана демонстрирует полную апатию и не принимает каких-либо мер, ограничиваясь лишь рекомендациями Министерству образования и науки увеличить количество частных школ, улучшать мотивацию и стимулировать преподавателей.

Все это приводит к тому, что сегодня подрастающее поколение предпочитает получать альтернативное образование, в том числе религиозное. Сегодня в Кыргызстане функционируют 67 медресе и 10 исламских институтов, продолжительность обучения в которых составляет 3-5 лет.

В их учебную программу помимо стандартных иностранных языков и точных наук входят арабский язык, толкование Корана, шариат, история Ислама, вероучение, исламское право и основы нравственности.

Вместе с тем, в стране до сих пор не выработаны стандарты религиозного образования на государственном уровне, а программы обучения в медресе и теологических университетах не согласованы ни с Министерством образования и науки, ни с Духовным управлением мусульман. Квалификация преподавателей указанных учебных заведений не имеет соответствующего уровня, в результате чего выпускники получают искаженное представление, как о светских науках, так и о сути Ислама.

Дипломы исламских ВУЗов не признаются работодателями ввиду того, что с юридической точки зрения такие документы незаконны, так как эти учебные заведения функционируют без лицензии Министерства образования и науки.

Кроме того, отдельные преподаватели медресе и исламских институтов являются приверженцами радикальных группировок и создают экстремистские ячейки из учеников.

Подобного рода учебные заведения наиболее распространены в южных регионах, откуда молодежь стремится выехать в Сирию, Ирак и Ливию для вступления в ряды экстремистских организаций и бандформирований международных террористов. К примеру, в Ошской области завербованных в медресе подростков под предлогом продолжения обучения переправляли в Турцию, откуда после подготовки в лагерях они перебрасывались в Сирию.

Говоря о школах нельзя не упомянуть и о критическом положении дел с дошкольными учреждениями в Кыргызстане. Только в Бишкеке более 3 000 малышей состоят в списках на принятие в детские сады. Уже сегодня столичные детсады, рассчитанные лишь на 12,5 тысяч воспитанников, посещают более 20 тысяч детей. Из-за переполненности групп, то и дело возникают вспышки вирусных инфекций.

Актуальной проблемой сферы образования остается также коррупция. В республике процветают незаконные поборы в дошкольных образовательных учреждениях и школах, взяточничество в ВУЗах, как при поступлении, так и во время учебы.

Гипертрофированные формы приняла коррупция в школах. В частности, для устройства ребенка в более престижнее среднее учебное заведение родители вынуждены заплатить «вступительный взнос» в попечительский фонд школы в размере от 5 тыс. (около 70 долларов) до 20 тыс. сомов (280 долларов). Какого-либо действенного механизма общественного контроля за расходованием средств нет в природе. Деятельность фондов создает неравенство в правах детей на получение школьного образования и делает его формально платным.

Коррупционными в большинстве случаев являются ремонт зданий и помещений, закупка мебели и оборудования. Все подобные действия осуществляются на конкурсной основе, а выигрывают тендеры, в большинстве случаев, посредники и родственники чиновников органов образования, которые впоследствии расхищают бюджетные средства. Финансовые средства государственного и местных бюджетов в КР тратятся неэффективно либо расходуются нецелевым образом.

Хочу напомнить, что сегодня в Кыргызстане остро стоит вопрос в принципе посещаемости детьми средних учебных заведений. Так, может, уже стоит чиновникам и «народным избранникам» поступить «честно», и вовсе отказаться от государственного образования, отдав бразды правления коммерческим или религиозным центрам?

Елена МЕШКОВА

Источник - eurasianews.info

0 коммент.:

Отправить комментарий