Лента новостей
Загрузка...

Коррупция в Кыргызстане: не преступление

kyrgyzstan corrupt 223093 В Кыргызстане неоднократно принимались программы по борьбе с коррупцией, однако они носили, как правило, формальный и декларативный характер. Неэффективность нормативной правовой базы привела к тому, что для отдельных должностных лиц стало нормой прикрываться государственными интересами в целях продвижения своих личных или групповых интересов, вошло в обычную практику использование служебного положения для личного обогащения. Коррупция, наряду с другими негативными проявлениями во властных структурах Кыргызстана, стала одной из главных причин, приведших к двум революциям. «Коррупция — это не преступление, а болезнь, которая нуждается в правильном диагностировании, и лечении», — говорит эксперт в области антикоррупционной системы Бакыт Бакетаев. «У нас на коррупции зарабатывают все. Начиная с аппарата президента, заканчивая НПО. В борьбе с коррупцией нужна национальная концепция. Жогорку Кенешу нужно создать независимую комиссию, а затем определить то лицо, которое будет заниматься выявлением и искоренением коррупции во всех отраслях. А если мы будем продолжать бороться с коррупцией так, как эти два года, то коррупция в стране будет только расти», — заявляет он.


Эксперт считает, что на сегодня коррупция распространена в аппарате президента и в правительстве, а оттуда идет в органы прокуратуры, суды и министерства. «После апрельской революции, по данным международных организаций уровень коррупции только увеличился. Можно констатировать, что пока идет не борьба с коррупцией, а мышиная возня», — говорит Бакыт Бакетаев.


«Было принято много программ по борьбе с коррупцией, но сами руководители министерств и ведомств, особенно силовых, воровали, а руководители страны были первыми коррупционерами. В Кыргызстане коррупция была способом государственного управления, правоохранительные органы были практически интегрированы с преступностью или подменяли их», — говорит президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев. Коррупция наряду с терроризмом, экстремизмом и наркобизнесом относится к числу основных источников угрозы национальной безопасности, ослабляя государство, снижая эффективность деятельности всех ветвей власти. Коррумпированные чиновники нарушают механизмы конкуренции в экономике, создают препятствия предпринимательской деятельности, грубо нарушают права собственности, неэффективно используют бюджетные средства.


«Коррупционные схемы остались, и по сей день. Предыдущие депутаты, многие из которых были бизнесменами, принимали законы, учитывая собственные интересы. То же самое касалось и некоторых ведомств, например, верховного суда, прокуратуры, других правоохранительных органов, которым разрешалось готовить проекты законов. Эти проекты законов подавались в парламент, и он в свое время принимал их. Ведомства тоже преследовали собственные интересы, поэтому у нас пошло неуважение к законам», — отмечает депутат, экс-председатель комитета Жогорку Кенеша по противодействию коррупции Туратбек Мадылбеков.


По данным анализа деятельности госорганов по противодействию коррупции за 2012 год, государству нанесен ущерб в размере более одного миллиарда сомов, из которого было возмещено только 6,5%. Было возбуждено 1180 уголовных дел коррупционной направленности. Из них только 462 дошли до суда, 122 были прекращены и по 101 вынесены приговоры. По 56 назначено наказаний, в 27 случаях применена амнистия, 14 штрафов и 4 факта лишения свободы.


Одним из условий, порождающих судебную коррупцию, являются, например, так называемые «вилки» в уголовном законодательстве. Многие нормы уголовного закона дают возможность выбирать степень вины, тяжесть правонарушения и иные обстоятельства. При этом у судьи появляется рычаг воздействия на совершившего правонарушение гражданина. Чем больше разница между верхним и нижним пределами наказания, тем большую сумму готов заплатить гражданин.


За последние пять-семь лет в условиях нарастающего правового нигилизма у адвокатов часто главным инструментом защиты клиентов, особенно по уголовным делам, является не их профессионализм, а связи в правоохранительных органах и судах. Прежде всего, это относится к тем адвокатам, которые ранее работали в органах МВД, в прокуратуре, в судебной системе. Адвокатский корпус значительно пополнился за счет бывших сотрудников правоохранительных органов. Многие из них, не утратив связи со своими бывшими коллегами, этим пользуются. Данный факт существенно повлиял на характер адвокатской практики в целом. Взятки стали если не самым главным, то самым эффективным средством защиты интересов клиентов. Среди некоторых «защитников» стало хорошим тоном объявлять, что они способны «договориться» с любым судьей. Такой способ привлечения клиентов — лишнее свидетельство того, что ведение судебных дел посредством подкупа стало обычной практикой, а в массовом восприятии уже сформировался образ суда как органа, где все вопросы можно решить с помощью денег.


Должность гаишника или сотрудника налоговой инспекции стоила примерно 10 тысяч долларов. Должность акима района достигала 100 тысяч долларов. Места в парламенте на последних выборах стоили более 200 тысяч долларов.


В этом и кроются причины, заставляющие людей «инвестировать» в должность, несмотря на слабость государства и мизерную официальную зарплату. На политическом уровне можно говорить о приватизации государства. Более того, доступ к госструктурам важен для защиты богатства и имущества.


Но наиболее важным мотивом являются административные права, связанные с государственной  должностью. Например, законное право налоговиков проводить налоговые проверки или право милиции проводить рейды и арестовывать людей. Таким образом, чиновники высшего и низшего звена покупают свои должности, чтобы получать ещё большие доходы от своих «инвестиций».


Несколько необходимых факторов успешной борьбы по преодолению коррупции: первый — между политиками и чиновниками должна быть проведена чёткая грань таким образом, чтобы они могли независимо контролировать друг друга. В нынешней политизированной государственной службе никто не помышляет о том, чтобы подвергать сомнению работу вышестоящих, иначе это будет означать, что они «кусают руку, которая их кормит».


Второй: государственный аппарат должен быть сокращён и контакт между гражданами и государством должен быть минимизирован, дабы государственные чиновники имели меньше возможности «продавать» что-то…


Третий: борьба с коррупцией должна быть частью более широкой программы, основанной на политической и экономической реформах, начинающихся с самых основных функций, таких как сбор налогов и обеспечение пристойной защитой силами полиции и справедливой судебной властью.


 Малдыбай Кайыпов


Источник  -  Белый Парус



Коррупция в Кыргызстане: не преступление

0 коммент.:

Отправить комментарий