Лента новостей
Загрузка...

Иран и Индия борются с Китаем в Средней Азии

В середине июля анонсировалось турне премьера Японии Синдзо Абэ по странам Средней Азии. Оно привлекло внимание экспертной среды тем, что незадолго до этого премьер Индии Нарендра Моди объезжал эти страны. Почему это турне не состоялось? И почему СМИ России анонсируют слухи о том, что якобы Иран приглашает Индию в Среднюю Азию?

Давайте по порядку. На наш взгляд, причины отказа японского премьера от поездки по странам Средней Азии содержатся в поддержке ими празднования 70-летия победы во второй мировой войне, проведенного в Китае. Ведь Китай праздновал победу над Японией, добытую во многом силой советского оружия, а лидеры стран Средней Азии и РФ дружно потянулись в Пекин засвидетельствовать свое почтение Китаю.

Согласитесь, выглядело бы двусмысленно, если бы премьер Японии в конце августа изрекал протокольные фразы о стратегической дружбе его страны со странами Средней Азии, а в начале сентября лидеры этих стран поехали на торжества в Китай, к конкурентам японцев.

Перейдем ко второму вопросу. На сайте ИА REGNUM прошел материал Саркиса Цатуряна «Почему Иран приглашает Индию в Среднюю Азию?» Вопрос поставлен провокационно, с намеком на то, что якобы Иран распоряжается Средней Азией. Хотя коню понятно, что Россия привыкла уже считать этот регион своим «задним подворьем». А в последние годы Китай все активнее вкладывается в Среднюю Азию. Это подметил и автор: «По подсчётам Bloomberg, суммарный годовой объем торговли Китая с Туркменией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном составляет $48 млрд., что делает его крупнейшим экономическим игроком в Средней Азии»

Подтекст этого странного намека содержится в приведенном ниже предположении автора: «расчёт очевиден: Тегеран пытается сыграть на двух театрах одновременно. С помощью Китая в сентябре начинается прокладка финального участка газопровода Иран-Пакистан, а при поддержке Индии иранцы выводят свою ресурсную инфраструктуру в море, отгораживаясь от «большого ближневосточного пожара». Чтобы ослабить хватку китайцев, Тегеран заманивает Нью-Дели, обещая пропустить через свою территорию потоки туркменского газа в Индию».

Речь идет о том, что 17 июля президент Хасан Рухани предложил Индии вложить $8 млрд. в порт юго-восточный Чабахар, расположенный на берегу Оманского залива и Аравийского моря. Об этом сообщила газета Indian Express. А уже 20 июля министр» иностранных дел Индии Субрахманям Джаишанкар заявил на конференции в Сингапуре: «Иран может предложить нам альтернативный маршрут в Среднюю Азию. Подписание ядерного соглашения и отмена международных санкций позволит всерьез развить сотрудничество в области энергетики».

Пока рассматривается вариант строительства подводного газопровода к порту Чабахар, который откроет путь к ресурсной базе Ирана, Афганистана (через шоссе) и Туркменистана (при прокладке: трубы до порта). Ориентировочная цена проекта — $4,5 млрд. Компания South Asia Gas Enterprise Pvt., взявшая на себя строительство трубопровода, оценивает риски следующим образом: «Индия: нуждается в укреплении энергетической безопасности. Она буквально окружена нефтью и газом. Поэтому перед нами стоит задача скорее геополитическая, а не финансовая или техническая».

Москва усиленно пытается отговорить Индию от участия в газовом проекте ТАПИ, поэтому подкидывает версии с другими вариантами, вроде указанного выше. Послушаем резоны Саркиса: «Моди пытается вырвать Туркмению из объятий Китая, потребляющего 80% газового экспорта республики, но предпринимаемые шаги всё ещё остаются на бумаге: газопровод TAPI (Туркменистан-Афганистан- Пакистан-Индия) раздирают политические противоречия участников проекта. У Индии есть два варианта: 1. построить газопровод TII (Туркмения-Иран-Индия); 2. протянуть к себе трубу из Ирана через; Пакистан. Однако оба сценария нереализуемы. Во-первых, Тегеран не отдаст Ашхабаду долю на столь перспективном рынке без конкретных политических или финансовых преференций. Во-вторых, Пекин и Исламабад не захотят усиления Нью-Дели на среднеазиатском и средневосточном направлениях».

Как видите, он пытается убедить аудиторию в том, что газопровод ТАПИ не имеет перспектив, к тому же Индия не сможет реализовать другие варианты: ТИИ и ИПИ. Ну, почему же так мрачно? Не потому ли, что сама Россия имеет виды на туркменский газ? Да, Пекин и Исламабад не захотят усиления Дели в Средней Азии, но для Москвы уменьшение туркменского потока газа в Китай может дать возможность поторговаться с китайцами за цену газа с Дальнего Востока. Или проект «Сила Сибири» является только геополитическим блефом?

Вообще, Москва ведет многостороннюю газовую игру, как говорится, «сеанс одновременной игры» сразу на нескольких досках. С Китаем играет на Дальнем Востоке, с Индией в Средней Азии, а с Ираном и Турцией вокруг Черного моря. Речь идет о проекте «Южный поток», который по причине затянувшегося торга с Болгарией был переформатирован в «Турецкий поток», но и переговоры с Турцией неоправданно растянулись.

Пока Иран находился под санкциями США и Запада, Турция грела свои руки на подобном положении, когда для решения проблемы было инициировано создание альтернативной банковской системы. Возглавил новую структуру бывший шофер главы Центрального банка Ирана Бабек Зенджани. Под его началом была создана сеть банков с представительствами в России, Китае, Турции и странах Персидского залива. Через множество новообразованных компаний осуществлялся "трансферт золота" - в страну поступали миллиарды долларов. Бывшему водителю и его людям выплатили в качестве комиссионных около $2,5 млрд.

Однако теперь санкции будут сняты, а господин Зенджани, который считался «человеком Анкары», сидит в тюрьме. В ближайшие десять лет Иран ждет взлет экономики, но для этого необходимо инвестировать 360 миллиардов долларов. Двести внесет сама страна, а остальные ожидаются от иностранных инвесторов.

Так что в этой ситуации Ирану позарез понадобятся деньги, чтобы дать импульс раскрутке своей экономики. И здесь Тегеран может пойти на время на альянс с Дели, не бесплатно посодействовав в прохождении туркменского газа до Индии. Если при этом немного пострадают интересы России, то эти неприятности не особенно огорчат персов. Когда-то после убийства посла России Александра Грибоедова иранский шах откупился от русского царя алмазом в подарок. Отдарится и на этот раз.

Роман Акбаров

Из почтового адреса редакции

Источник - Союз независимых журналистов

0 коммент.:

Отправить комментарий