Лента новостей
Загрузка...

Здесь вам не тут

В этот понедельник казахстанцам популярно объяснили, в каком положении оказалась страна и как из него следует выбираться. В астанинском Дворце независимости президент Нурсултан Назарбаев обратился к правительству, депутатам, акимам и прочим приглашенным с ежегодным Посланием. Страна внимала каждому слову елбасы в прямом телеэфире. Благо, было что послушать. 

Казахстанцы узнали много чего интересного. Во-первых, они узнали, что живут очень хорошо. Более того, как заявил Нурсултан Назарбаев, никогда прежде страна так прекрасно еще не жила (острословы в интернете даже пошутили на этот счет, добавив, что никогда — с 1913 года).

Благодаря нефтяным супердоходам и хорошим мировым ценам на природные ресурсы в стране вырос ВВП, построили Астану, провели множество международных форумов и саммитов. А еще создали Нацфонд и наполнили его богатствами, собрали все самые прибыльные активы страны и передали их в гигантский холдинг «Самрук-Казына». На легких деньгах штаты госслужащих и управленцев нацкомпаний росли как на дрожжах. Но, увы, по независящим от наших властей причинам хорошая жизнь кончилась, и страна должна выбираться из кризиса по предложенному главой государства плану, который собственно говоря и был представлен в Послании народу Казахстана 30 ноября.

Как и прежние назарбаевские стратегии и концепции он достаточно прост и обтекаем. Минимум конкретики, максимум лозунгов. Антикризисная программа состоит из пяти пунктов: финансовая стабилизации, бюджетная оптимизация, приватизация, привлечение инвестиций и последнее — новая социальная политика с акцентом на развитие человеческого капитала. Все довольно доходчиво и бесхитростно. И в то же время — неубедительно.

Многие вещи вообще звучали анекдотично. Особенно мне запомнился пассаж, в котором президент сначала заявил, что Нацбанк больше не будет поддерживать курс национальной валюты, а потом стал призывать население доверять тенге и хранить сбережения на тенговых депозитах. Громкие аплодисменты казахстанской элиты, присутствовавшей во Дворце независимости, и довольные физиономии министров и акимов наводили на мысль о том, что радуются они вовсе не патриотическим призывам президента, а тому что вовремя вложились в доллары.

И никакие обещания поднять процентные ставки по тенговым депозитам чиновников и депутатов не обманули. Потому что даже школьники сейчас знают, что хранить деньги в долларах (равно как и в евро, в швейцарском франке, или английском фунте) намного выгоднее и безопаснее. За полтора года валютные накопления в тенговом эквиваленте выросли в два раза, то есть на сто процентов. Нет в Казахстане таких банков и таких депозитов, способных обеспечить тенговым вкладчикам подобные прибыли.

В то же время совсем авантюристически и даже угрожающе прозвучали обещание президента передать пенсионные накопления казахстанцев из государственного фонда в управление частных финансовых компаний (отечественных и зарубежных) и предложение использовать эти средства для затыкания дыр в бюджете. Спрашивается, во-первых, для чего тогда несколько лет назад в стране поголовно закрыли все частные пенсионные фонды и передали накопления казахстанцев в ЕНПФ? А во-вторых, с какой стати пенсионные деньги граждан предлагается использовать для финансирования бюджетных программ, когда для этих целей у нас есть Национальный фонд? Он же у нас слава богу еще далеко не исчерпан — судя по открытой информации, летом золотовалютные резервы Нацфонда насчитывали не менее 60 млрд долларов. Или этот фонд уже не общенациональный, а чей-то частный?

Возможно, у авторов очередной пенсионной реформы есть какие-то достойные объяснения, но лично я вижу в ней трусливое желание руководства страны придержать валюту в Нацфонде и кинуть на спасение бюджета пенсионные накопления казахстанцев, размер которых достиг 5 трлн тенге (по нынешнему курсу около 16—17 млрд долларов). И в таком контексте призывы хранить сбережения в тенге и вкладываться в отечественные банки (в том числе и в пенсионные фонды) обретают весьма лицемерное звучание. Потому что одни будут отдавать стране и бюджету последнюю тиынку, а другие — сидеть на мешках с валютой и скупать благодаря выгодной курсовой разнице национальные богатства.

Так мы логически подошли к еще одному антикризисному шагу — приватизации. Президент призвал распродать в частные руки многочисленные госпредприятия, передав их в конкурентную среду. По мысли главы государства, принадлежащие холдингу «Самрук-Казына» активы следует приватизировать по справедливой рыночной цене через фондовый рынок (то есть продажу акций) и аукционы.

В этой связи вспоминается приватизация двадцатилетней давности, когда государство фактически даром раздавало неизвестным компаниям крупные активы. В том числе, в частных руках фактически бесплатно оказались Павлодарский нефтеперерабатывающий завод и Экибастузская ГРЭС-1. А через десять с небольшим лет, когда цены на нефть и сырье взлетели, и в стране пошла волна национализации, эти предприятия вновь вернулись в собственность государства. Только уже по другим расценкам. Так, ГРЭС-1 государство выкупило за 2,5 млрд долларов (в 1996 году ее продали никому неизвестной американской фирме за 1,5 млн долларов). В свою очередь ПНХЗ был приобретен у частного владельца нацкомпанией «Казмунайгаз» за 1,2 млрд долларов (причем речь идет о контрольном пакете акций в 58 процентов). Вопрос, кому досталась маржа с этих приватизационных историй, риторический. Кто рулил приватизацией, тот и стал бенефициаром.

Нынешняя волна приватизации имеет все шансы повторить прихватизацию девяностых. Потому что при запредельном уровне коррупции в стране (Казахстан стабильно занимает «лидирующие» места в мировом рейтинге), ни честной рыночной оценки активов, ни прозрачных аукционов, или акционирования, быть не может в принципе. Приватизация превратится в распил национальных богатств, в раздачу предприятий оффшорным компаниям, афиллированным с отечественными чиновниками. И вполне возможно, что недавно купленные государством за огромные деньги ГРЭС-1 в Экибастузе и ПНХЗ в Павлодаре будут снова проданы в частные руки за копейки. Но вовсе не для развития конкуренции, как нам пытаются доказать. А лишь затем, чтобы спустя какое-то время, когда кризис пройдет и цены на нефть поднимутся, в очередной раз национализировать эти предприятия за кругленькую сумму и полученную маржу спрятать на оффшорных счетах.

Откровенно несерьезными представляются обещания президента привлечь в предстоящие десять лет 100 млрд долларов инвестиций и увеличить экспорт промышленных товаров до 30 млрд долларов в год. Потому что Казахстан иностранных инвесторов совершенно не интересует. Ни его рынок сбыта (он слишком мал), ни его якобы блестящий экспортный потенциал. Добыча природных ископаемых — да, интересует. Промышленное производство — однозначно нет. История казахстанских Специальных экономических зон, тому прекрасное подтверждение.

СЭЗ «Павлодар» была создана еще осенью 2011 года, и ее авторы обещали создание в ближайшем будущем полусотни современных предприятий. А на деле за четыре года ее функционирования их появилось всего четыре. Причем по своим масштабам они никак не тянут на роль драйверов экономического роста — это просто малый и средний бизнес. А ведь СЭЗ «Павлодар» считается самой лучшей в стране, по части вложенных частных инвестиций на государственные капиталовложения (все коммуникации для СЭЗ возводятся за счет бюджета).

Что же касается отмеченной в Послании новой социальной политики и развития человеческого капитала, то это или насмешка, или просто констатация полного непонимания произошедшей катастрофы. После жуткого падения тенге на сто процентов (с февраля 2014 года), после объявленного отказа от субсидирования цен на продовольствие и отказа от бесплатной медицины, президент обещает осчастливить бесплатным профессионально-техническим образованием (правда не сейчас, а в 2017 году), повысить бюджетникам на 25—30% зарплаты, а пенсионерам — проиндексировать пенсии с превышением размера инфляции аж на 2%.

В свое время российский премьер-министр Виктор Степанович Черномырдин прославился фееричными афоризмами. На прозвучавшие в понедельник антикризисные призывы лучше всего ответить именно его словами: «вас хоть на попа поставь, хоть в другую позицию — все равно толку нет». В общем, «на ноги встанем, на другое ляжем».

Александр БАРАНОВ

Источник - respublika-kaz.info

0 коммент.:

Отправить комментарий