Лента новостей
Загрузка...

Мы не манкурты…

Туркменистан и Узбекистан - республики, которые имеют не только общие границы, но и общие исторические, языковые и культурные корни, традиции.

Однако в последние годы узбеки, проживающие на территории соседней страны, стали изгоями, несмотря на то, что Туркменистан для них является второй родиной. Еще покойный президент страны Сапармурат Ниязов практически не скрывая от общества проводил этнические чистки в правительственных рядах, увольняя лиц узбекской национальности.

В некоторых случаях, несмотря на профессионализм и преданность интересам страны этнические узбеки, русские, татары и представители других не титульных наций, замещались на менее грамотных и не отличающих особой «чистотой помыслов» туркмен.

Ничего не изменилось и с приходом к власти президента Гурбангулы Бердимухамедова. Политика этнических «чисток» стала только набирать обороты. К примеру, для того чтобы поступить в институт представителям этнических меньшинств необходимо в качестве взятки передать руководству ВУЗа определенную сумму, размеры которых доходят до 15-20 тысяч долларов. Устроиться на работу, даже при наличии высшего образования в некоторых районах страны попросту невозможно. Даже узбекские юноши, проходящие службу в армии, нередко «продаются» командирами в «рабство» местным фермерам и состоятельным чиновникам, на полях которых они вынуждены бесплатно трудится, вместо того, чтобы защищать свою Родину.

Автор издания «Хроники Туркменистана» Батыр Сейиткулыев утверждает «Хорошим образчиком в этом отношении является Чоршангинский район Лебапской области. Здесь некоторые руководители, что называется, в глаза заявляют узбекам, что они не имеют права жить и работать в Туркменистане. А если сегодня посмотреть, кто учится в наших ВУЗах, то, наверняка, узбеков-студентов, являющихся гражданами Туркменистана, здесь можно будет сосчитать на пальцах одной руки. Да, и здесь на негласном уровне идет политика выживания узбеков».

Процесс принудительной «туркменизации» под страхом отчуждения от общества и лишения доступа к социально-экономическим благам и возможностям (например, доступ к образованию, работе или доступ к определенной профессии) сыграл свою роль. Повсеместно закрылись школы с узбекским языком обучения, перестала выходить единственная газета на узбекском языке «Дустлик байроги». На некогда прозрачной туркмено-узбекской государственной границе появились ряды колючей проволоки, и до минимума сократилось количество пунктов пропуска, на всем протяжении границы туркменскими властями построены погранзаставы.

При этом только в Дашогузе, граничащем с Хорезмской областью Узбекистана, этнические узбеки составляют около 40% от общего числа проживающего в этом регионе населения.

Как продолжение национальной политики властей Туркменистана стал очередной виток дискриминации в отношении узбеков. Государственная миграционная служба Туркменистана, занимающаяся заменой паспортов, выдачей документов на выезд и въезд, которой руководит бывший начальник службы национальной безопасности Давронгелды Байрамов, стала заниматься подменой данных этнических узбеков. В частности, теперь они, получая биометрический паспорт, в графе национальность должны указывать «туркмен». В случае отказа выдача документа задерживается на неопределенное время, либо он и вовсе не выдается. Как признался начальник управления государственной миграционной службы города Ашгабада майор А.Бабаев, это требование руководства страны.

Искусственное ограничение численности этнических узбеков и принудительное превращение их в туркмен по паспорту можно расценить, как попытку уничтожить культуру, язык и вообще узбеков как отдельной этнической группы на территории Туркменистана, сделать из них манкуртов, без роду, без племени. Люди вынужденно меняют свою национальность, становясь туркменами. В тоже время те немногие представители этнических узбеков, которые осмелились выразить свое недовольство подобной национальной политикой властей, в итоге лишаются места работы, а некоторые из них даже выселяются из Туркменистана под различными предлогами. Люди в отчаянии, но вынужденны от безысходности молчать, чтобы не лишиться и того, что осталось.

Авазбек Нормуродов

Источник - Замондош

0 коммент.:

Отправить комментарий