Лента новостей
Загрузка...

Скрестили корову с крокодилом

37687 w300 h200 Расширенное заседание правительства РК с участием главы государства – событие нерядовое. Тем более что ему предшествовали громкие слухи, заметное усиление межклановых противоречий, очередное обострение борьбы с коррупцией, ухудшение экономической ситуации в ЕвразЭС и политической обстановки в мире в целом.



Однако казахстанцы, особенно верующие в «лидера нации» и его всемогущество, будут разочарованы, ибо гора родила мышь. По логике, и экономической и политической, если дела в государстве идут не так, как надо,  нужно проводить реформы. Но Нурсултан Назарбаев ограничился пересадкой чиновников, хотя и весьма масштабной.


Именно поэтому события среды 6 августа в Астане выглядят, мягко говоря, несерьезно. Ну а, жестко выражаясь — театром одного актера, к тому же сильно постаревшего и потерявшего из-заотсутствия каналов обратной связи с избирателями способность критически  относиться к своему творчеству.


Видно, что елбасы очень хотел произвести впечатление на сограждан. Отсюда и формат мероприятия, когда после двухчасового «разбора полетов» Нурсултан Назарбаев начал озвучивать свои кадровые решения, причем иногда принимая их в буквальном смысле слова на ходу. И заметная театрализованность событий вчерашнего дня. Тем не менее, определенная политическая и бюрократическая логика в действиях «лидера нации» прослеживается, поэтому имеет смысл поговорить о ней.


Начнем с того, что кардинальная перестройка правительства, объявленная Акордой, таковой не является. Хотя бы потому что она не затрагивает систему госуправления в целом. Объявленные  Назарбаевым изменения ограничиваются сокращением числа министерств и ведомств, перераспределением между ними целого ряда функций, персональных перестановок. Однако они не решают главной проблемы — несоответствия казахстанского госаппарата и практики ручного управления требованиям времени.


В условиях, когда крупная экспортоориентированная промышленность стала тормозить, Акорда совершенно правильно делает упор на средний и малый бизнес. Поэтому ее решения об очередной легализации активов и денежных средств, налоговой амнистии и приватизации госактивов вполне разумны.


Другое дело, что в условиях отсутствия драйверов для развития экономики,  например, заметного прироста внешнего и/или внутреннего спроса, кредитной накачки, реализации эффективной программы импортозамещения, массового прихода иностранных инвестиций и так далее, все эти меры являются половинчатыми. И бестолковыми.


Но сама попытка заслуживает одобрения. Однако чтобы повысить вероятность достижения хотькакого-то прогресса,  Назарбаев как «лидер нации» должен провести реальную реформу госуправления с целью повышения ее эффективности и результативности.


Реформа возможна в двух направлениях — авторитарном и демократическом. Первый вариант мы «практиковали» в советский период, причем в разных версиях — от жесткой сталинской до мягкой брежневской. Второй же начинается с отказа от сверхцентрализации власти и повышении самостоятельности регионов.


Альтернативы реформе госуправления как элементу политической реформы в Казахстане нет. Ведь стремление подтолкнуть и ускорить социально-экономическое развитие республики за счет госсредств и госусилий  обречено на провал с самого начала, поскольку инструмент, которыми оперирует Акорда, а именно госаппарат, не качественен и уже сам по себе сводит эффективность любой экономической программы развития к нулю.


Причина, по которым елбасы не может пойти по обоим вариантам, как авторитарному, так и демократическому, понятны. Первый предполагает совершенно иное качество госаппарата и готовность правящей элиты идти под расстрел ради национальных интересов. Второй же ломает на корню политическую систему страны, ориентированную исключительно на сохранении личной власти  Назарбаева и существующего порядка вещей.


То есть  «лидер нации» оказался в тупике, из которого у него в обозримом будущем нет выхода. А что в таких случаях предпринимает человек, ощущающий свою ответственность за страну, сограждан и будущее? Подает в отставку, чтобы уступить место другому руководителю, который получил поддержку со стороны большинства избирателей.


Но данное решение для «лидера нации» невозможно в принципе — он будет держаться за верховную власть до последнего вздоха, хотя бы потому, что только она спасает его от суда истории (временно, конечно) и обычного суда (возможно и спасет). Ну а раз движение из тупика невозможно, остается только имитировать его прыжками вверх.


Именно этим Нурсултан Назарбаев и занимался в среду 6 августа на расширенном заседании правительства РК в Астане.


Увы, жизненная необходимость имитировать движение и при этом переизбыток верховной власти и безответственности дали уж совсем печальный результат.


Об этом в частности свидетельствует скрещение Агентства РК по госслужбе с  ведомством финансовой полиции. Если с изменением структуры правительства можно скрепя сквозь зубы согласиться, хотя процесс реорганизации министерств и ведомств и пересадки и адаптации чиновников займет минимум полгода, то ликвидация АБЭКП РК с передачей его функций Агентству РК по госслужбе и Министерству финансов РК это из области сюрреализма.  То же самое, что попытаться скрестить крокодила и корову, — итог будет никаким.


Очевидно, что предложения премьер-министра  Карима Масимова по реорганизации правительства РК были Нурсултаном Назарбаевым творчески осмыслены и переработаны с участием его родных и близких и возможно иностранных советников. В результате этого процесса новые укрупненные министерства представляют собой стадо бегемотов, каждый из которых настолько обременен собственным весом и проблемами, что главная задача для них будет аппаратно выжить.


Все это  заставляет нас посочувствовать государственным служащим всех типов и рангов, поскольку теперь им всем надолго обеспечена беспокойная, нервная и хлопотливая жизнь. Судя по всему, именно это и было конечной целью елбасы — всеобщая мобилизация государственного аппарата за счет аппаратной перестройки.


Очевидно, что толку от такой побудки не будет — нынешний корпус чиновников при всей формализации и стандартизации отбора в его состав, введения внешних механизмов контроля и оценки деятельности, усиления требований к качеству работы и персональной честности, полностью соответствует нынешнему политическому моменту и реформированию и улучшению не подлежит. Хотя бы потому, что не готов брать на себя ответственность, а тем более нести ее.


Конечно,  Назарбаев может за счет вновь образованного Агентства РК по делам госслужбы и борьбе с коррупцией попытаться немного улучшить, то есть упростить и сделать более быстрым, механизм очищения госаппарата от нечестных чиновников. Однако само соотношение — один надзирающий за 20—20 надзираемыми (при том, что за надзирающими требуется отдельный контроль), делает эту задачу не выполнимой.


Рецепты решения проблемы лежат на поверхности — децентрализация власти, демократизация политической системы, разделение властей, как по вертикали, так и по горизонтали, местное самоуправление, верховенство закона, активное гражданское общество и существование независимых СМИ. Но на это Назарбаев  не решится никогда.


Ну а на что он способен решиться, «лидер нации» продемонстрировал в среду 6 августа, когда сыграл свою заглавную роль на потребу публике. Вот только поскольку к зрелищу Нурсултан Назарбаев не добавил хлеба казахстанцам, мы подозреваем, что от такой театрализованной внутренней политики толку не будет. А раз так,  Акорда будет продолжать держать и не пущать в расчете, что может быть  кривая и вывезет.


Мухамеджан АДИЛОВ


Источник  -  respublika-kaz.info




Скрестили корову с крокодилом

0 коммент.:

Отправить комментарий