Лента новостей
Загрузка...

Япония боится потерять позиции в Средней Азии?

Недавно информационные агентства сообщили о встрече в Ташкенте министра иностранных дел Узбекистана Абдулазиза Камилова и парламентского заместителя министра иностранных дел Японии Кэнтаро Соноура. Стороны обсудили вопросы, связанные с предстоящим в августе визитом в Узбекистан премьера Японии Синдзо Абэ. Сообщается, что Абэ готовится в августе совершить турне по странам Средней Азии - наряду с Узбекистаном посетить Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Туркмению. Что заставляет Абэ повторить июльский маршрут его коллеги из Индии? Не опасение ли потерять завоеванные мирно позиции в регионе Средней Азии?

Официальная версия такова: Токио намерен актуализировать проблемы финансирования инфраструктурных проектов в регионе и поставок из него сырьевых товаров, в частности, урана и цветных металлов. Однако вряд ли дело только в уране и цветных металлах. Ведь совсем недавно премьер Абэ запустил в парламент проект закона, предоставляющий право участия в международных конфликтах японских военных. Законопроект уже вызвал волну недовольства в стране, в митингах протеста приняли участие от 60 до 100 тысяч японцев. Сообщается, что новый закон об обороне уже принят нижней палатой парламента, но проект должен быть также одобрен верхней палатой, которая может внести поправки или наложить вето на него.

Между тем, в нынешней редакции конституции Японии, в статье 9, говорится следующее: «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.

Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается». Однако за фасадом этой красивой девятой статьи реальность заметно изменилась. В 1954 году после войны в Корее в Японии появились силы самообороны, как до сих пор официально называется армия страны. Сейчас она, кстати, — вторая по величине в регионе и шестая в мире. В 1992 году Токио впервые отправил небоевые части за границу, в Камбоджу. В период с 2003 по 2008 годы японцы помогали американцам в их второй иракской авантюре, опять-таки в выполнении небоевых задач. Японский оборонный бюджет в настоящий момент больше военного бюджета Франции, которая не обещала остальному миру не создавать свои вооруженные силы.

Почему Япония оговаривает себе право участия в военных конфликтах за пределами страны на законодательном уровне? Ведь ничто не мешало Токио посылать свои военные части в Камбоджу, Ирак. Неужели у японцев в стране вновь проснулись реваншистские силы?

Любопытно, что французская газета «Le Figaro» в статье Жюльена Ликура довольно поверхностно оценивает причины всплеска милитаризма в Японии: «В основе реформы лежит мысль о том, что Япония больше не может бессильно наблюдать за происходящими за границей событиями. На страну сильно повлияла гибель 10-ти японцев в результате захвата заложников в Алжире в 2013 году и казнь еще двух граждан боевиками ИГ в январе 2015 года».

По логике француза получается, что и Малайзии сейчас надо спешно ввести войска в Украину, в небе над которой был сбит гражданский самолет «Боинг» и погибли 298 человек?! По сути, это тоже была казнь ни в чем не повинных людей, только палачи остались за кадром. Жюльен назвал также Японию традиционно пацифистской страной, словно издеваясь над памятью жертв второй мировой войны, в которой Япония была частью фашистской оси зла Берлин-Токио-Рим. Из трех этих стран только Германия призналась в своей вине перед миром, выплачивая до сих пор компенсации жертвам этой самой кровавой войны. На Италию не было наложено никаких санкций в виде лишения права иметь свою армию, Япония вроде сама обязалась, как выше сказано, «на вечные времена» не воевать ни с кем, но отказывается. Не катится ли мир опять к третьей мировой войне?

Точно также поверхностно оценивают милитаристские планы Японии в России. На сайте ИА REGNUM вышел материал «Япония подбирает ключ к Средней Азии». Россияне настроены благодушно, считая, что готовящиеся в августе визиты премьера Абэ но странам Средней Азии имеют больше урановый подтекст. Хотя российское издание ни словом не обмолвилось о желании японцев чаще выводить свою армию за пределы страны, там обратили свое внимание на такой нюанс: «удастся ли Токио после усиления ШОС и без юридического закрепления своего статуса, как страны пытающейся участвовать в формировании пространства безопасности в Средней Азии, прочно закрепиться в регионе, в котором доминируют Россия и Китай? Более того, появляется фактор Индии, что создает предпосылки для появления паназиатской организации, действующей на тех же принципах, что и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - от Среднего Востока, Южной и Центральной Азии, до Азиатско-Тихоокеанского региона».

На фоне того, что Россию демонстративно игнорируют ПАСЕ и ОБСЕ, в СМИ этой страны намекают на создание своего рода ОБСА. С той лишь разницей, что в ОБСЕ все основные роли распределены, а ОБСА создается на ходу, и непонятно, что из этого сложится.

По мнению авторов российского издания, «В случая принятия Японией принципиального решения расширить свое экономическое присутствие в Средней Азии, от ее денег вряд ли будут отказываться, но и демонстрации чрезмерной заинтересованности в них уже не будет». Рассуждают словно вчерашние бандиты, дорвавшиеся до власти: мол, японцы бегают по Средней Азии с тугой мошной, но вряд ли кто продастся им. Японцы работают уже в Средней Азии, пока русские разводят словеса насчет военной помощи.

Вот и о намерениях Индии взять в аренду военный аэродром Айни в Таджикистане россияне рассуждают только через призму амбиций Дели: «Индия не скрывает желания получить военную базу за рубежом, в частности в Центральной Азии для переброски на него своих вертолетов и других сил", что является демонстрацией внешнеполитических амбиций Дели». Да, была сделана оговорка, что так считает Mail Today, однако никаких комментариев не сделано. Следовательно, это мнение разделяется, но ведь индусы не новые русские, которым надо сделать пальцы веером, а потом думать, зачем. Эта база нужна индусам для того, чтобы оттуда присматривать за Пакистаном. Вот отсюда возникает вопрос: откуда и за кем намерены смотреть японцы?

Если принять за основу мнения ряда экспертов, что Индия, а теперь и Япония являются проводниками политики США, то получается, что они усиливают свою активность на геополитическом пространстве Средней Азии с целью создания противовеса России и Китаю. Если это увеличит приток инвестиций из этих стран, то подобное состязание в щедрости можно лишь приветствовать. Но когда человека с кошельком сопровождает увешанная оружием охрана, то возникают опасения: не повторятся ли времена «золотой лихорадки» на диком Западе? Ведь военная база России в Таджикистане закрепилась там ценой десятков тысяч жертв гражданской войны, за базу в Канте Киргизия заплатила кровью в 2010 году, а Узбекистану база США аукнулась в 2005 году хоть меньшей, но кровью. Китай пытается работать в Афганистане мирными методами, хотя там тоже ежегодно гибнут люди. Чужой человек с ружьем мира не добавит. Самим беречь надо.

Так что самураев с мечами в Средней Азии никто не ждет. Премьеру Абэ надо это четко усвоить перед своим визитом. Если очень хочется воевать с ИГ, то могут предложить свою помощь Афганистану. Кстати, говорят, что урана и там достаточно много. Только добывать его небезопасно. Стреляют.


Из почтового адреса редакции

Источник - Союз независимых журналистов

0 коммент.:

Отправить комментарий