Лента новостей
Загрузка...

Иран пытается пролезть в Среднюю Азию с Россией

ca-russia-iran-002На сайте inosmi.ru 2 января вышел перевод материала Хасана Бехештипура «Плюсы и минусы российского присутствия в Центральной Азии для Ирана», размещенного сайтом “FARS News Agency”. Автор пытается прощупать настроений аудитории по поводу гипотетической возможности Ирана пролезть в регион Средней Азии. Вряд ли эта попытка будет восторженно встречена в России.


На итоговой пресс-конференции Владимира Путина в декабре всем запомнился импозантный мужчина, упрекавший российского президента в том, что им не выполнены обещания кардинальных перемен в политике взаимодействия с Ираном. На что Путин хладнокровно отреагировал в том плане, что потенциал работы с Ираном остается высоким, и что возможен его визит в Тегеран в 2015 году.


В период разгара американских санкций против Ирана отношения этой страны с Россией переживали бурный рост. Однако стоило измениться риторике Вашингтона и немного ослабить пресс экономического давления, как руководство Ирана заметно охладело к России. Теперь мы наблюдаем, как маятник качнулся в другую сторону, и иранцы заигрывают вновь.


В этой связи стоит напомнить и о том, что террористическое подполье в Чечне снабжалось новыми силами и оружием с территории Ирана, где в годы первой и второй чеченской войн находились базы подготовки бойцов. Это к слову о версии автора по поводу тесного взаимодействия России и Ирана в борьбе против терроризма.


Так что вряд ли Россия склонна считать Иран своим традиционным союзником. Скорее всего, в период санкций США и Запада это была дружба по необходимости, причем, Россия расторгла контракт на поставку Ирану ракет С-300, поскольку эти вооружения подпадали под западные санкции.


Несколько тенденциозен и анализ связей России со странами Средней Азии. Так, неправомерно выдвинут на первое место Узбекистан, поскольку в своей внешней политике по Средней Азии Россия больше опирается на свои контакты с Казахстаном. И ценность газовых контрактов Узбекистана с Россией несколько преувеличена, поскольку в настоящее время основным потребителем узбекского газа является Китай. «Газпром» становится в ряд больших покупателей узбекского газа и благодаря тому, что собирается оплачивать поставки газа в Кыргызстан.


Серьезный ляп допущен автором в той части материала, где говорится о том, что русское население Казахстана насчитывает почти 38 миллионов человек. На самом деле, по Википедии, численность населения всего Казахстана в 2014 году составляла 16 млн. 952 тыс. 942 человека. В одном из комментариев читателей дается информация о том, что в оригинале пишется о 38 процентах русского населения Казахстана. Хотя и в этом случае цифра явно завышена с непонятными целями.


Говоря о желании российских нефтяных кампаний увеличить добычу нефти в Казахстане, автор отчего-то умалчивает о том, что основными добытчиками нефти в Казахстане на сегодня являются китайцы. Вот и газ из Казахстана исправно течет в Поднебесную.


Разбирая отношения России с Туркменистаном, иранский автор опять «в упор не видит» наличия трубопровода из этой страны в Китай, пытаясь преувеличить роль «Газпрома» в добыче туркменского газа. Особенно ярко лживость его позиции проявлена в приводимой ниже цитате: «Россия выступает против транспортировки туркменского газа по дну Каспийского моря, ведь после подписания за последние годы множества контрактов она смогла установить свою монополию в этой стране на экспортном рынке данного вида топлива».


Автор деликатно умалчивает, куда намеревались поставлять туркмены свой газ по дну Каспийского моря, хотя ни для кого не секрет, что поставки были предназначены для Евросоюза.


Однако самое пикантное в обзоре иранца не вранье по Туркменистану, а расставленные произвольно приоритеты российской внешней политики: на первом месте Узбекистан, потом Казахстан, Туркменистан, и только после них идут Кыргызстан и Таджикистан. Хотя на самом деле последние страны являются фактически сателлитами Москвы, за счет размещения там военных баз России.


Забавно, что Ферганская долина упомянута иранским автором в плане политики Москвы в Кыргызстане, словно эта страна является ключом к Ферганской долине. Читаем: «Русские добиваются того, чтобы при помощи киргизов и узбеков еще больше усилить свой контроль над этой долиной». Большего бреда читать давно не приходилось: киргизы не в состоянии свою страну контролировать, а их выдвигают на роль «контролеров» Ферганской долины. Интересно…


Кажется странным, что Таджикистан задвинут на последнее место в списке приоритетов внешней политики России в Средней Азии. Хотя именно в этой стране расположена самая крупная в СНГ военная база РФ. Однако на самом деле ничего странного в этом нет. Иран ревниво относится к роли России в Таджикистане. Всем известно, что еще во времена президента Махмуда Ахмадинежада Ирана предложил Таджикистану ввести безвизовый режим между странами, но предложение было тактично отклонено. Более того, Душанбе не приветствует обучение своих студентов в медресе Ирана, где они подвергаются идейной обработке. Хотя участие 300 военнослужащих армии Ирана на военном параде в Душанбе в свое время сделало фурор.


Под занавес своего опуса Хасан Бехештипур сбивается на критику внешней политики России в Средней Азии: «Внешне Россия проводит в международных делах политику многополярности, поощряя к тому же и Соединенные Штаты. Тем не менее, по отношению к Центральной Азии и Кавказу российское правительство действует исключительно в одностороннем порядке. Подобная тактика России создает препятствия для сотрудничества с такими странами, как Индия, Иран и Китай».


В переводе с дипломатического языка на язык простых людей эта фраза означает: Россия не дает Средней Азии сотрудничать с Индией, Ираном и Китаем. Иран осторожно вставлен в серединку этого винегрета, но эта уловка никого не обманывает. Средняя Азия сотрудничает с Индией и Китаем, но от Ирана старается держаться в сторонке. И Россия здесь вовсе не причем. Про учебу таджикской молодежи в медресе Ирана уже говорили, в Казахстане тоже не в восторге от последствий иранского влияния на сердца и умы молодежи, исповедующей суннитский ислам. История же с поимкой иранского террориста Абдулмалика Риги, летевшего из одной арабской страны в Бишкек, отлично показала двуликость Ирана с Кыргызстаном. Помнится, и бывший кандидат в президенты Узбекистана Салай Мадаминов, известный под псевдонимом Мухаммад Салих, именно в Иране наладил подрывную деятельность, итогом которой стали взрывы в Ташкенте в 1999 году. Вот и деятели так называемой туркменской оппозиции скрываются в Иране. Так что неприязнь стран Средней Азии к Ирану вызвана вовсе не Москвой, а самой двуликой политикой Ирана.


Однако автор из Ирана не был бы потомком надменных персов, если бы не сбился под конец к высокомерному тону: «Необходимо заметить, что Центральная Азия и Кавказ это не то место, где русские смогли бы успешно проводить свою политику без согласования и сотрудничества с другими государствами, потому как сейчас в международных делах можно действовать только сообща».


В ситуации, когда Путин взбунтовался против получения указаний от «вашингтонского обкома», господин из Ирана предлагает ему согласовать свою политику в Центральной Азии и на Кавказе с Тегераном. Он дружит с собственной головой?! Или забыл о тех временах, когда корабли России пугали пушками персидских царей, лишая сна и покоя? Напрасно.


Наверное, ему вскружили голову последствия введения в строй ветки железной дороги из Казахстана в Туркменистан и Иран. Но это всего лишь небольшой экономический проект, от успеха которого слишком сильно «надувать щеки» никак не рекомендуется.


М.Назаров


Из почтового адреса редакции


Источник –  Союз независимых журналистов



Иран пытается пролезть в Среднюю Азию с Россией

0 коммент.:

Отправить комментарий