Лента новостей
Загрузка...

Кыргызстан: кто в доме хозяин?

kr-00001-13012015Будучи с визитом в Эр-Рияде, Алмазбек Атамбаев между делом упомянул о железной дороге «Иран-Кыргызстан». Он предложил саудовцам поучаствовать в проекте, заявив: «Кто построит дорогу – тот и будет ее хозяином». Получается, что президент уже давно открыто продает свою страну. Конечно, не он начал, и, наверное, не он завершит. Но факт: Атамбаев очень активно ездит по миру, заключает разнообразные соглашения, которые, якобы, должны сделать нашу жизнь лучше. Но это на словах. А на деле получается, что мы продаемся, причем по кусочкам. Символично, что в то время, когда президент был в Эр-Рияде, премьер Оторбаев встречался со своим китайским коллегой Ли Кэцяном. Обсуждалось строительство газопровода «Кыргызстан–Китай», дороги «Север–Юг» и нефтеперерабатывающего завода. Кыргызстан поддержал инициативу Китая по созданию экономического пояса «Шелкового пути», и готов принять в проекте активное участие. Звучит красиво. Но все дело в том, какие этот проект преследует цели.


«Шелковый путь» в старину — это одно, а то, что делается сейчас – совсем другое. Раньше люди, жившие на кыргызской земле, производили товар, который был нужен европейцам – ткани, пряности и прочее. И торговали им. То, что строится сейчас, несмотря на красивое название, лишь способ транспортировки природных ресурсов Кыргызстана и всего региона в могучий Китай, в обмен на дешевый и некачественный ширпотреб. Поэтому китайцы помогают нам развивать инфраструктуру, но не производство. Китай строит нам дороги. Строит на свои деньги, которые дает нам в долг, своими силами, даже руки рабочие и те из Китая.


Получается, Китай развивает свою экономику за счет нашей республики, а мы получаем рост внешнего долга. То же делает Россия. Сделка с «Газпромом» способствовала тому, что Россия теперь контролирует наш топливно-энергетический рынок. Китай пошел еще дальше и уже близок к тому, чтобы сделать нас, а заодно и Таджикистан своей колонией. Правда, в Таджикистане с ним соперничает Иран, но эта история не про нас.


А про нашу страну можно говорить только одно – она в долгах как в шелках безо всякого «Шелкового пути». Недавно министр финансов Кыргызстана Ольга Лаврова сообщила, что внешний долг страны составляет 53% от ВВП, а это уже практически дефолт. То есть, хуже некуда. Хотя нет, есть куда, ведь мы все еще продолжаем занимать.


Здесь нужно сделать небольшое отступление. Конечно, слова Атамбаева «Кто построил дорогу – тот и хозяин» не совсем соответствуют действительности. Дорога ведь такая штука – ее не свернешь в трубочку как ковер и не увезешь. Хозяином дороги всегда остается тот, на чьей земле она построена. Но дороги – это только звено цепи. Главное – ресурсы и финансы. Поэтому, помимо дорог, китайцы вкладывают деньги в разработку наших природных ресурсов. А дороги – лишь средство для этого. Ресурсы будут вывозиться в счет нашего долга. То есть, Китай со всех сторон в выигрыше, а мы, как страна, в проигрыше. Сливки снимают лишь чиновники и приближенные к ним бизнесмены.


Если же говорить о финансах, то надо признать, что кыргызский сом, как валюта, несостоятелен. Наша экономика слишком тесно связана с российской экономикой,  сделка с «Газпромом» и вступление в Таможенный союз сделают эту связь еще теснее. А у России сейчас непростые времена. Об этом, кстати, говорил в своем интервью депутат Жогорку Кенеша  Равшан Жээнбеков. Сам он, как политик, у меня больших симпатий не вызывает, но прислушаться к тому, что он говорит, иногда стоит. Проблема-то ведь в чем? Проблема в том, что мы ничего не можем построить сами. А полноценными хозяевами мы будем только тогда, когда сделаем что-то сами, без помощи брата китайца, русского или дяди Сэма.


У нас вроде как есть государственный бюджет. Мы его каждый год принимаем, и налоги собирают со всех. А между тем, куда ни кинь, ответ один – денег нет. Их нет на дороги, на развитие производства и сельского хозяйства, нет на пенсии и пособия. Куда же все уходит? Не слишком ли много денег уходит на содержание чиновников всех мастей и рангов, притом, что как управленцы они чаще всего несостоятельны – то есть деньги уходят никуда. Никто никогда не проводил анализа, сколько нам нужно чиновников и управленцев, какие у них должны быть расходы, и какая должна быть от них отдача. Нет никаких критериев эффективности работы государственного управленца, чиновника.


Премьер-министр и спикер  парламента как и все прочие чиновники и депутаты,  могли бы летать как простые люди, обычным рейсом. Чартер им ни к чему. Если верить Жээнбекову, один чартер обходится в 200 тысяч долларов. Но если даже он соврал, и на самом деле в 100 – разве это лишние деньги для бюджета? О госзакупках, о том, сколько денег уходит на содержание парламента, на закупку посуды, канцелярских принадлежностей, техники, почему цены на все завышены в несколько раз, и почему многие хотят засекретить расходы на парламент и правительство – об этом тоже надо подумать. При всем при том, что я сомневаюсь, что приди Жээнбеков к власти – он себя в чем-то бы ограничил. Дело не в личности Жээнбекова, а в том, что он говорит.


Президента и парламент выбираем мы с вами. Поэтому, прежде чем проголосовать и опустить бюллетень в урну, надо будет подумать не о том, что говорил тот или иной политик, а о том, что он за свою карьеру сделал. Тогда выбирать будет некого? Возможно, но надо все-таки постараться.


Что же касается назначаемых чиновников, то здесь нужна чистка. Прежде всего, каждый должен заниматься своим делом. А у нас, сколько профильных министров имеют соответствующее образование? Говорите, министр – должность политическая? Ну, вот и не удивляйтесь, что министры занимаются политикой, а между тем, в энергетике, экономике и социальной сфере – хоть караул кричи. У нас и президент занимается политикой – красиво говорит, но где дела то? Министр должен быть, прежде всего, хорошим управленцем, и знать толк в том, чем он управляет, таких у нас мало.


Другая извечная проблема – воровство и коррупция. Если говорить о тех же дорогах, то получается, что большая часть грантов и внешних заимствований ушла как раз на них – вот только мы по-прежнему ездим по ямам. За последние пять лет на дороги ушло 800 миллионов долларов только зарубежных грантов и кредитов. А ремонт все также идет по замкнутому кругу: реабилитация – реконструкция – реабилитация после реконструкции. На этом фоне 3 миллиона сомов, которые взяли из бюджета чиновники ошской мэрии, выглядят каплей в море, но вот так, по капле, и растаскивают всю страну.


Все делается по стандартной схеме – сметная стоимость работ изначально завышается в два раза. Фирма  выигрывает тендер на без малого 8 миллионов сомов (в то время, как реальная стоимость работ едва превышала четыре миллиона), платит «откат», и еще себе остается. Дальше все продолжается на этапе строительства – стоимость всех работ завышается, материалы растаскиваются прорабами и простыми строителями. А потом работу либо не доводят до конца, либо делают так, что через полгода можно снова ремонтировать. Или реабилитировать. Кому как больше нравится.


А все потому, что забываем мы, что Кыргызстан, родной город, родное село, родной край – это тоже наш дом и в нем надо быть рачительными хозяевами. А мы позволяем здесь хозяйничать кому угодно – китайцам, русским, арабам, американцам. Но дело не в них всех. Дело в нас. Мы сами должны научиться быть рачительными хозяевами в нашем большом доме и отвечать за свою страну так, как мы отвечаем за родной дом. Тогда только у нас что-то может получиться.


Галзан Болсунбеков


Источник  -  paruskg.info



Кыргызстан: кто в доме хозяин?

0 коммент.:

Отправить комментарий