Лента новостей
Загрузка...

Таджикская армия: солдатам плети, наемникам деньги

Рассказывают, что древнегреческие воины всерьез испугались, когда впервые увидели персидское войско, многочисленное и пестро одетое. И тогда спартанский полководец приказал раздеть пленных. У персов был весьма рациональный обычай – в армию забирали только тех, кто не мог трудиться. То есть исправно платить налоги. И когда греки увидели худых калек, престарелых доходяг, хромых, криворуких и косоглазых подростков, которых в бой гнали плетьми, они расхохотались.

Не знаю, ведет ли Эмомали Рахмон свою родословную от персидского царя Дария, но похоже, в современном Таджикистане комплектование Вооруженных Сил основывается на тех же принципах, что и в те далекие времена.

По официальным данным в ряды Вооруженных Сил Таджикистана ежегодно призывается около 15–16 тысяч человек. Если учесть, что в стране насчитывается более 600 тысяч молодых людей призывного возраста, то проблем с призывом быть не должно. Даже с учетом того, что примерно 150 тысяч изначально не пригодны для прохождения армейской службы, а еще около 100 тысяч находятся на заработках за пределами страны.

Однако каждый призыв выполняется с трудом и то в основном экзотичным даже в странах СНГ методом. Что-то похожее было в свое время в Афганистане, где ряды правительственной армии пополняли за счет проводимых на базарах и других людных местах массовых облав. Вот и в Таджикистане на рынках и вокзалах всех молодых людей, подходящих по возрасту отлавливают и отвозят в военкомат. Бегло проводят через медосмотр и под конвоем отправляют в "элитные" пограничные и другие воинские части.

Нежелание молодых людей служить, в таджикской армии вполне обосновано. С первых дней своего существования она гораздо больше походила на незаконные вооруженные формирования, чем на регулярные вооруженные силы. Сформированная из противоборствовавших в годы гражданской войны партизанских отрядов, она изначально отличалась полным отсутствием воинской дисциплины, массовым дезертирством, к которым добавлялись периодические силовые стычки со стрельбой между воинскими частями.

Прошло время, но Вооруженными Силами Таджикистана так никто всерьез и не занимается. Материальное и санитарное состояние воинских частей просто удручающее. Солдаты живут в продуваемых всеми ветрами, неотапливаемых бараках, испытывают недостаток в продуктах питания, подвержены массовым заболеваниям. Комплект обмундирования выдается один раз, а когда он изнашивается, военнослужащий должен самостоятельно оплатить новый. Солдаты вынуждены подрабатывать у местного населения за еду или символическую плату. Нередки случаю воровства, а то и грабежа гражданского населения со стороны военнослужащих.

При этом таджикские солдаты участвуют в боевых операциях по поиску и уничтожению боевиков и сами периодически подвергаются нападению со стороны бандитов, наркомафии, а то и афганских талибов. Так только недавно, через министерство иностранных дел Катара удалось договориться об освобождении четверых таджикских солдат, захваченных 19 декабря 2014 на таджикско-афганской границе.

Казалось бы, на таких военнослужащих молиться надо, создать им все условия для службы. Но у Эмомоли Рахмона, который в недавнем времени был провозглашен "Пешвои миллат" ("Лидером нации") и его окружения совершенно другой взгляд на армию. Для людей, грабящих собственную страну, боеспособная армия из свободных, хорошо подготовленных в военном отношении людей опаснее, чем любой вероятный противник. Они предпочитают лучше размещать на своей территории иностранные базы и войска, чем обучать военному делу собственный народ.

За последние семь лет, в период с 2008 по 2014 годы Таджикистан увеличил расходы на военные нужды в два с лишним раза – с 50 миллионов долларов в 2008 году до 104 миллионов долларов в 2014 году. Но все они были разворованы или ушли на оплату иностранных наемников, то есть "иностранных военных специалистов".

Таджикских солдат, хилых и безграмотных, призванных из самых отдаленных кишлаков и бедных семей постоянно унижают самодуры командиры, как правило, выходцы из местной богатенькой "элиты". В качестве примера можно привести историю рядового Хуршеджона Норматова, застрелившегося из АК-47, после того как его избил капитан, искренне верующий человек, регулярно наказывавших подчиненных за невыполнение установленных им в подразделении строгих правил религиозного поведения.

Не отстают от офицеров и "деды-старослужащие". Рядовой Фирдавс Рахматов скончался в результате избиения со стороны двух сержантов и одного рядового всего через месяц после призыва в армию.

Не удивительно, что таджикские лазареты и госпиталя буквально переполнены больными и покалеченными солдатами. Но это не значит, что их там вылечат. Отсутствие лекарств и низкая профессиональная подготовка медперсонала только усугубляет положение дел. Сегодня в Интернете популярна история 21-летнего Эмомиддина Холова из Рашта, который приехал в Душанбе лечиться, а попал в облаву и был отправлен в военкомат прямо с рынка. В армии его самочувствие окончательно ухудшилось и после многомесячного скитания по военным медучреждениям его комиссовали, практически выбросив на улицу калекой и без средств на существование.

Лидеру нации следовало бы подумать об искалеченных судьбах родных погибших и ставших инвалидами военнослужащих, а уже после провозглашать себя "Лидером нации", который думает лишь об интересах своих родственников.

Интересно, на что или на кого надеется Рахмон к примеру в случае прорыва талибов? На Россию, США, КСА, Катар или Иран? Время покажет…

Мусамиршо Одинаев

Источник - ЦентрАзия

0 коммент.:

Отправить комментарий