Лента новостей
Загрузка...

Туркменистан-Иран, друзья или враги?

Современная военно-политическая ситуации в мире накладывает определенные особенности на отношения государств в различных регионах и на расклад влияния тех или иных стран в геополитических, экономических и военных вопросах. Каспийско-Центрально-Азиатский регион не является исключением в этом вопросе. Здесь присутствует противостояние в Афганистане, экономические проблемы в Таджикистане и Кыргызстане, проблемные вопросы, связанные с определением правового статуса Каспийского моря, наконец взаимоотношение этих стран относительно мировых держав. В данной статье мы ставим цель рассмотреть Туркменистан в ракурсе отношений с соседними странами.

По мнению ряда международных экспертов, после снятия санкций с Ирана может существенно измениться расклад сил в Каспийском регионе. С учетом наличия здесь интересов ведущих мировых игроков, таких как США, РФ, ЕС, КНР, Турции, Ирана, могут обостриться отношения между странами региона, что неизбежно окажет влияние на внешнеполитический курс Туркменистана.

Если влияние Европы и США в Туркменистане минимальное, и перемен в среднесрочной перспективе не предвидится, то влияние Турции, КНР, РФ и Ирана на Туркменистан, существенно.

Турция, например, инвестировала миллиарды долларов в экономику Туркменистана, что предопределяет интересы турецких политико-экономических кругов к наращиванию и укреплению своего влияния в этой стране. В долгосрочной перспективе влияние Турции будет усиливаться, а турецкое руководство будет «вовлекать» Туркменистан в различные экономические и культурно-гуманитарные проекты, которые будут держать Туркменистан в орбите турецкого влияния.

Китай же пока ограничивается инвестициями в инфраструктурные и энергетические проекты в Туркменистане. Сдержанная позиция КНР объясняется признанием этого региона как зоны интересов РФ. Однако, долгосрочными целями Китая в регионе, в том числе и в Туркменистане являются:

— использование материально-ресурсного, научно-технического, кадрового потенциала в интересах развития Китая;

— ориентация региональных нефтепроводов и газопроводов на КНР;

— использование транзитного потенциала региона в целях диверсификации поставок китайских товаров на мировые рынки.

Россия, располагая самым крупным на Каспии военным флотом, продолжает наращивать военное и политическое присутствие в Каспийском регионе, рассматривая его как зону своих непосредственных интересов. Кроме того, российский бизнес имеет вложения в Туркменистане, а торговый оборот с Туркменистаном составляет более 1 млрд долларов.

С другой стороны, Туркменистан несет «косвенные» экономические потери от санкций, наложенных Западом на Россию. Кроме того, Туркменистан всячески дистанцируется от последних действий России в регионе и мире, во избежание отождествления с внешней российской политикой. Однако, если бы не военно-политические амбиции России, которая в последнее время неоднократно демонстрирует соседям свой военный потенциал, Туркменистан уже в ближайшей перспективе значительно бы увеличил свою независимость от РФ и дистанцировался от российского влияния.

Вместе с тем, в Ашхабаде серьезно опасаются устремлений Ирана, который после снятия санкций может вести весьма «агрессивную» внешнюю политику в Каспийском регионе, в том числе и в отношении Туркменистана. Интересы Тегерана к Каспийскому региону обусловлены не только историей, культурой и лингвистикой, общеизвестно, что в историческом прошлом Иран влиял на регион посредством своей литературы, музыки и кино, но и преследованием своих политико-экономических интересов.

В силу своего влияния и авторитета, а также обладая значительными запасами нефти и газа, Иран будет пытаться получить особый статус как в регионе в целом, так и в отношениях с Туркменистаном в частности. Сегодня отношения Ирана с Туркменистаном характеризуются стабильной динамикой. Взаимный интерес двух государств продиктован наличием общей границы в 992 км, исторической и конфессиональной близостью, наличием на севере Ирана компактно проживающего туркменского меньшинства. Объединяющим фактором служит изоляция обоих государств от внешнего мира. Руководство двух стран регулярно проводит двусторонние встречи.

Сегодня Иран является четвертым, после Турции, КНР и РФ торговым партнером Туркменистана. При этом большое внимание уделяется сотрудничеству в транспортной сфере, путем содействия в создании транспортной системы Центральной Азии. В числе примеров — ввод в эксплуатацию железнодорожного маршрута «Казахстан-Туркменистан-Иран» в 2014 году, а также формирование транспортного коридора «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман». Здесь интересы двух стран совпадают, так как Ашхабад рассматривает Иран в качестве кратчайшего пути на мировые рынки, и активно содействует финансированию проектов по транспортировке туркменских энергоресурсов, грузов и товаров в сторону Персидского залива.

Кроме того, Туркменистан планирует наращивать объемы экспорта электроэнергии в Иран. С этой целью проектируются 2 участка ЛЭП: от Марыйской электростанции до г.Серахс (150 км, мощностью 500 кВт) и от г.Серахса до границы с Ираном (15 км, мощностью 400 кВт). Проект осуществляется на основании подписанного ранее Меморандума о взаимопонимании между правительствами двух стран о сотрудничестве по строительству ЛЭП «Мары (Туркменистан) — Мешхед (Иран)».

Как отмечалось выше, после снятия санкций, Иран планирует начать более активную политику в Каспийском регионе. Так, ИРИ намерен принять роль посредника в поставках туркменского газа в Европу по своей территории, создавать новые транспортно-транзитные коридоры, предлагать собственные варианты водораздела Каспия.

Иран может серьезно скорректировать планы туркменского руководства по широкому сотрудничеству с ЕС и Западом в вопросах диверсификации туркменских энергоносителей в Европу. Иран, как и РФ, стремиться минимизировать влияние ЕС и США в регионе, и предлагает самостоятельно обеспечивать поставки своего и при необходимости туркменского газа в Европу, без внешнего вмешательства.

Даже если Ашхабад согласиться на это, то ввиду технологической отсталости Ирана, многолетних санкций и долгой изоляции, реализация этих проектов может затянуться на неопределенное время. Кроме того, Тегеран может обойтись и без туркменского газа, т.к. Иран обладает вторым по запасам газа объемом в мире. Указанные факторы могут внести определенные «трения» в туркменско-иранские отношения.

Существующие сегодня транспортно-транзитные коридоры в полной мере отвечают интересам Ирана. Однако иранское руководство будет стремиться наращивать и модернизировать эти маршруты, а также пытаться привлечь новые страны например Афганистан, в целях диверсификации маршрутов, обеспечения их безопасности и эффективности их регулирования.

Учитывая, что Иран является второй морской державой в Каспийском регионе, не стоит исключать его активное включение в решение т.н. «территориальных споров» на море. Здесь также возможно «ущемление» интересов Туркменистана.

Еще одним возможным «раздражителем» двусторонних отношений может стать попытка Ирана «исламизировать» регион по своему сценарию.

В настоящее время правительству Туркменистана удается противостоять попыткам фундаментального Ирана повлиять на светский образ жизни мусульман-суннитов Туркменистана. Однако, непрекращающиеся попытки Тегерана — как можно больше и шире охватить круг стран, заинтересованных персидской культурой и религией — уже привели к закрытию в Туркменистане ряда т.н. «культурных и образовательных» центров ИРИ.

Как показывает геополитическая ситуация в регионе, в настоящее время Иран является более серьезной угрозой Туркменистану. У Тегерана есть свои амбициозные планы в регионе. Именно поэтому он пристально следит за всеми изменениями в политической, экономической и военных сферах в Туркменистане и пытается реагировать на малейшие изменения. В этой связи недавние военные учения, инициированные президентом Туркменистана, стали головной болью для Ирана.

Как отмечают туркменские СМИ, глава государства отметил что, «в ходе маневров было достигнуто слаженное взаимодействие военных и правоохранительных органов. Организованно действовали участвовавшие в них Сухопутные, Военно-Воздушные войска, Войска противовоздушной обороны, Военно-Морские силы и другие воинские подразделения Вооруженных Сил, что обеспечило успех маневров. Воины, четко поражая цели из различных видов оружия, продемонстрировали мастерство во владении современными образцами военной техники. Проведенные маневры еще раз доказали растущую мощь Вооруженных Сил нашего суверенного государства».

Естественно подобная демонстрация боеготовности армии озадачила соседнее государство в плане того, что Туркменистан может выйти из под влияния и тогда будет сложно управлять ключевым соседом, а также подобная вольготность может быть угрозой безопасности Ирана.

По сведениям осведомленных источников, руководство Ирана направило в свое посольство в Ашгабаде поручение о проведении дня армии Ирана. Мероприятие запланировано на 19 апреля с.г., ее основная цель продемонстрировать соседу видео-материалы, подтверждающие военно-техническую мощь иранской армии.

В ходе проведения мероприятия планируется продемонстрировать элементы проведения различных военно-тактических операций. Подобное событие проводиться впервые и оно направлено на демонстрацию иностранным партнерам мощи Иранской армии.

Гарагыз Мередова


Источник - Азат Туркменистан

0 коммент.:

Отправить комментарий