Лента новостей
Загрузка...

Как киргизские военные вертолеты попали в Уганду?

В Кыргызстане разгорается скандал, связанный со сдачей в аренду в Уганду военных вертолетов этой страны. Если учесть, что совсем недавно Россия декларировала намерения пополнить вооружения Кыргызстана на сумму свыше миллиарда долларов, то возникает законный вопрос: в коня ли корм? Зачем помогать Кыргызстану в укреплении его армии, если выясняется, что предприимчивые горцы предпочитают передавать вооружения в третьи страны в аренду?

На сайте rus.ozodi.org вышел материал журналистки из Бишкека Элеоноры Бейшенбек кызы, автора киргизского варианта Радио «Свобода», «Кто сдал кыргызстанские вертолеты в аренду Уганде?»

О подлинности этого сообщения говорит и информация от агентства «АКИ-пресс» о том, что распоряжением премьера Темира Сариева от 20 августа т.г. создана межведомственная рабочая группа для расследования по факту подписания контракта на аренду воздушных судов между Министерством обороны Уганды и государственным предприятием "Кыргызкурал" при Министерстве обороны Кыргызстана.

В правительстве отказались комментировать агентству данный факт, а заместитель министра обороны Кыргызстана Замир Суеркулов ответил очень уклончиво: «Сейчас я не могу ничего комментировать по этому поводу, так как идет расследование. Я буду не прав, если сейчас что-либо скажу", однако потом добавил «там, в принципе, вообще, все законно», «Просто немножечко неправильно сделали и все». Ничего себе, позиция высокого сановника...

Между тем, Элеонора Бейшенбек кызы пишет, что «госпредприятие «Кыргызкурал» было создано в 2009 году при Министерстве обороны. А при нем создано совместное кыргызско- казахское предприятие, призванное заниматься ремонтом устаревшей техники и передачи ее Министерству обороны».

Кстати, бывший директор «Кыргызкурала» Жыргалбек Сагынбаев дает автору свою версию скандального события: «Срок эксплуатации вертолетов истекает. У нас нет ни возможностей, ни средств для их восстановления. Вертолеты передаются в аренду постановлением правительства для того, чтобы они использовались, не простаивали, чтобы техника работала. Арендаторы занимаются их ремонтом. Видимо, вертолеты были сданы в аренду, чтобы после ремонта половину срока они работали там, а другую половину служили нам. Считаю, что не стоит отдавать в аренду наши геликоптеры за рубеж. Например, ситуация в той же Уганде тяжелая, возвратят нам их целыми или нет, неизвестно. В случае чего обещают выплатить страховку, но это вызывает сомнения. Но в то же время, мы сами не в состоянии финансировать ремонт транспорта. Поэтому вертолеты Минобороны перевозят туристов и таким образом зарабатываются какие-то средства на их содержание. По-другому продлить срок эксплуатации вертолетов невозможно».

Помнится, не так давно киргизские СМИ писали о том, как военными вертолетами Кыргызстана проводились операции по спасению с ледников российских ученых. Возникает вопрос: зачем бедная страна искусственно держит нищую армию, которая вынуждена сдавать вертолеты в аренду в африканские страны? Сегодня вертолет, а завтра танк сдадут в аренду?

Вообще, это далеко не первый случай бесхозного пребывания в чьих-то руках воздушных судов Кыргызстана. Так, в 2013 году в Генпрокуратуру Кыргызстана пришел запрос из столицы Сомали, Могадишо, по поводу самолета «Ил-18» под киргизским флагом, принадлежавшего компании Sky.KG.Air. Тогда транспортная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении руководства компании за подделку документации.

Еще раньше, в 2011 году, были арестованы три вертолета, прилетевшие в Бишкек из Афганистана. Оказалось, что они якобы прилетали для ремонта на предприятие «Манас авиа сервис». Как пояснил тогда транспортный прокурор Кубанычбек Мамакеев: «с 2004 года заместителем директора Департамента гражданской авиации работал Сергей Шурпа. В 2004-2005 годы он, пользуясь служебным положением, продлевал свидетельства летной годности. Кроме того он регистрировал зарубежные самолеты и вертолеты как кыргызстанские. Если сейчас в Кыргызстане 15 вертолетов, у них есть столько же «клонов». Они летают в основном в иностранных государствах, в частности, в Пакистане и Афганистане. Возможно, на них перевозятся наркотики. Мы в этом году проверим эти геликоптеры. Возможно, «клонов» еще больше». Вот такая наваристая Шурпа...

Именно поэтому авиакомпании Кыргызстана находились в «черном списке» Евросоюза. Если даже в Сомали, где прославились международным пиратством на море, усомнились в годности к полетам воздушных судов из Кыргызстана, то что говорить о других странах? Сегодня аферисты из киргизских силовых структур сдали военные вертолеты в Уганду, а кто даст гарантию того, что они завтра не «сдадут» в аренду боевикам броневики или танки с гранатометами? Пусть в Кремле подумает об этом на досуге...

Марат Кулубаев

Из почтового адреса редакции

Источник - Союз независимых журналистов

0 коммент.:

Отправить комментарий