Лента новостей
Загрузка...

Туркменский пшик – как чудо оказалось блефом

Не берусь судить, если в этом какая та мистика или нет, но вовремя умереть тоже надо уметь. Но какой-то свой "алгоритм" в этом посыле все же есть. Тот же Сталин из крестьянской Российской империи, которая в пик своего расцвета была на 3-4 ролях в Европе, сделал сверхдержаву, определявшую политическую повестку всю вторую половину прошлого века. Сталин помер, и сверхдержава, отступив от его "заветов", пошла со временем под откос. В Туркмении, после обретения страной независимости, тамошний диктатор Сапармурад Ниязов установил свой "коммунизм": бесплатный для населения газ, лимиты на бесплатный бензин, электроэнергию, доступные цены на продукты питания и "куча" разнообразных социальных льгот. Ниязов умер и туркменский "коммунизм" продержался недолго и пошел на убыль.

При новом правителе – Бердымухамедове порядки практически не изменились, и в изобилии остается главное богатство страны – природный газ. Но стоило просесть мировым ценам на углеводороды, как однобокая, полностью зависимая от экспорта газа туркменская экономика затрещала по всем швам. Первым сигналом о том, что в стране начинает набирать экономический кризис стала резкая девальвация национальной валюты – маната, имевшая место в начале текущего года.

Как и следовало ожидать, кризис больнее всего ударил по населению. Внезапное падение курса маната по отношению к доллару вызвало острый товарный дефицит и двукратный рост цен на основные виды продовольствия. Например, цена 50-килограммового мешка муки высшего сорта выросла с 50 (17,5 доллара) до 100 манатов, 1 кг картофеля в миг подорожал с 1,5 до 2,5 манат. На рынках Ашхабада и пригородов столицы килограмм говядины реализуется за 24 маната, тогда как, по указанию властей, ее цена не должна превышать 12 манат. Продавцы, не желая нести убытки, отказываются подчиняться и попросту игнорируют подобные директивы "сверху", реализуя мясные продукты "из-под полы". Возникший ажиотаж вокруг импортных продуктов питания привел к тому, что крупные столичные супермаркеты перекрыли ограничительными лентами отдельные отсеки своих магазинов, а с некоторых товаров преднамеренно убрали ценники. В результате мясо, импортное продовольствие и почти все промтовары стали недоступными для большинства туркменских семей.

Справедливости ради надо заметить, что и в относительно благополучные годы ход экономического развития не внушал особого оптимизма. Известный исследовательский центр "The Heritage Foundation", который ежегодно публикует доклад "Индекс экономической свободы", в котором ранжируются 178 стран, и оценка экономической свободы производится по четырем критериям: верховенство закона, эффективность управления, ограничение государственного вмешательства и открытость рынков, поставил Туркмению на 172 место. Более того, Туркмения была отнесена к странам с репрессивной экономикой. В последнем докладе отмечается, что по сравнению с прошлым годом в стране ухудшилась ситуация с условиями труда, растет инфляции, в республике повсеместно процветает коррупция. Зачастую чиновники получают свои должности за большие взятки. Законы очень слабо проработаны, а у судей нет достаточной квалификации. Для получения каких-либо значимых контрактов, зачастую необходимо быть лично знакомым с кем-либо из высокопоставленных чиновников. Чтобы устроить ребенка в школу, получить паспорт, водительские права, бесплатные лекарства, трудоустроиться в госучреждение или поступить в ВУЗ в Туркменистане необходимо давать взятки. В результате некомпетентность должностных лиц, кумовство и низкий уровень участия граждан в контроле над органами власти стали в Туркмении простой обыденностью.

В кризис обострилась и без того не решаемая многие годы проблема безработицы. Власти ее попросту предпочитают не замечать. Поэтому многие молодые безработные туркмены вынуждены уезжать на заработки за границу. В основном в Турцию, куда по разным данным, ежегодно более 10 тысяч граждан Туркмении выезжает в качестве трудовых мигрантов. В настоящее время в этой стране в общей сложности нелегально проживает примерно полмиллиона туркмен, которые составляют основной контингент гастарбайтеров на рынке труда в городах Стамбул, Измир, Бурс.

Другая не афишируемая, но хорошо известная новость: власти не знают, как справится с кризисом, какие рыночные инструменты нужно задействовать, чтобы экономика пошла на поправку. Поэтому в ход идут проверенные временем методы – меры административного принуждения. В органах управления на местах бесконечно проходят совещания, на которых руководителей предприятий торгово-экономической сферы регулярно "песочат" и требуют снижать цены. Не помогает, инфляция к чиновничьим циркулярам невосприимчива. Остается только одна надежда, цены на углеводороды пойдут вверх, и туркменская экономика начнет подавать признаки жизни.

Мирон Сурков

Источник - ЦентрАзия

0 коммент.:

Отправить комментарий