Лента новостей
Загрузка...

Религиозная сфера: никто не свят, но все – пророки

В связи с ростом экстремистских настроений среди верующих, особенно среди молодежи, в последнее время раздается все больше нареканий в адрес Духовного управления мусульман, которое обвиняется в недостаточной работе с населением. Недавнее нападение на Кадыра Маликова – опасный симптом. В то же время сами верующие тоже начали выступать против светских организаций, курирующих сферу религии.

Кыргызы никогда не были особенно религиозными, поэтому особенно глубоких религиозных традиций в обществе нет, многие всю жизнь не знают, какое направление (мазхаб) суннизма исповедовали их предки, и считают себя просто мусульманами. И это характерно не только для религиозных вопросов – в любой отрасли общественной жизни нет глубоких традиций, поэтому и нет сильного общественного мнения.

Но вследствие отсутствия крепких традиций религия становится объектом спекуляций как со стороны властей, так и самих граждан, ведомых разными "знатоками". Если видишь, как власти манипулируют общественным сознанием, представляя черное белым, а белое – черным, когда их пропаганда все откровеннее и агрессивнее, почему бы не отвечать им тем же оружием? Сам Бог велел.

Люди спекулируют не только религией, они легко орудуют даже такими святыми понятиями, как любовь к родителям, чувство родины или патриотический долг. Можно совершенно не понимать, что такое Ислам или вообще родина, но убить человека или покалечить его якобы из-за религии, будто бы вследствие оскорбленных религиозных чувств, как и из патриотизма.

Попробуйте сказать кому-то что-то про его родителей или его национальность – даже если он сам к ним не испытывает особого благоговения, не помогает родителям и не уважает национальные традиции, он оскорбится и полезет на вас с кулаками. Как за любимую женщину, за родной язык, за истинную веру. Родителей не выбирают, как и родину, но выбирают отношение к ним.

Достаточно человеку объявить, что он пять раз в день читает намаз, и сразу его ни пальцем, ни словом трогать нельзя, а многие из таких могут позволить себе многое – и называть всех остальных кафирами, и воровать-обманывать, и даже грабить-насиловать. Еще при этом именно такие любят всех учить – как правильно жить, как по-настоящему одеваться и как истинно веровать.

В каждом селе сейчас есть мечеть, и многие жители этих сел туда регулярно ходят. Как во всех селах есть универмаги и многие почти каждый день бывают в магазинах – все мы последователи религии под названием "Потребительство". Чтобы что-то получить от этой религии, в универмаге надо отдавать кому-то свои кровно заработанные деньги.

В мечети тоже ее посетители иногда получают какое-то утешение, знание, элементы мудрости, часть учения. Если это вас как-то успокаивает, возникает желание отплатить, поблагодарить, зарождается чувство, что вы кому-то что-то должны. Это как врач или другой целитель избавляют вас от болезни – даже если за лечение заплачено, вы все равно благодарите врача, жмете ему руку или дарите сувенир.

Вот на этом чувстве и спекулируют некоторые служители религии. Любая религия дает утешение в жизни, которая должна закончиться смертью, вызывает чувство ненапрасности этого существования и ваших устремлений, чтобы не прервать его, иначе вообще никакой жизни может не остаться. Если вы не хуже других, наверное, ваша жизнь не напрасна, что порождает чувство общего единения и вот на этом чувстве тоже часто спекулируют.

Старшее поколение, выросшее при атеизме, знает, что вера – не обязательно истина, слепое следование коммунистическому учению кое-чему их научило. Но молодежь, особенно если ее недоучивают в школе или семье, все, что говорится в мечети или церкви, воспринимает как неоспоримую истину. Влияет и коллективная аура посетителей, и энергетика как окружения, так и самого здания или помещения.

Свами Вивекананда говорил, что если кто-то упражняется йогой и медитирует всегда в одном и том же месте, его энергия постепенно пропитывает это место, делает его родным и своим, он устанавливает с окружением энергетическую связь. Позднее, если человек окажется несколько нездоров и придет в это место, его уже будет лечить само место и его структура, отдавая человеку накопленную ранее энергию.

Точно так же, так как все религиозные традиции и сама вера скреплены энергией многих поколений верующих, ее коллективная аура и энергетика помогают следующим, еще не нашедшим своего пути поколениям. Но если кто грубо пойдет против выстроенных веками настроений, энергетика религии может разрушиться, от святого ничего не остается, а ритуалы перестают отличаться от любой другой мирской деятельности.

Создается впечатление, что именно такой разлад происходит сейчас в религиозной сфере Кыргызстана, где даже Духовное управление мусульман оказалось насквозь коррумпированным и пропитанным криминалом, и даже светская Комиссия по делам религий дискредитировала себя распилом денег, выделявшихся спонсорами и собиравшихся с верующих на хадж.

Все друг друга во всем подозревают, потому что сами такие же, а если кто-то пытается навести порядок в творящемся хаосе и начать заново выстраивать то, что разрушено, он часто становится неугодным. Никто не свят, но все – пророки. До сих пор разные группировки борются за власть в муфтияте и даже требуют отставки председателя Комиссии по делам религий, который назначается светской властью.

В 2010 году после революции за 4 месяца сменилось пять муфтиев – одного из них просто убили, "уронив" на асфальт, другого представители криминала настолько избили, что он предпочел добровольно уйти с должности, а третий сам был из криминальной среды. И даже после этого происходили отставки муфтиев как на основе интимных видео, так и из-за интриг, в которых были замешаны и светские власти.

И о какой вере и ее символах можно в такой ситуации говорить? Соответственно, и среди уммы – полный разброд и шатания, а хоть какое-то стремление к порядку некоторые называют навязыванием одного (ханафитского) мазхаба и диктаторством. Но это как раз признак того, что в религиозной сфере нет единства, как нет и лидеров, нет авторитетов, нет примеров, достойных подражания.

Конфликт в Сирии начался из-за того, что суннитское большинство выступило против многолетней диктатуры малочисленных шиитских алавитов, составляющих 10% населения. В Ираке, 60% жителей которого шииты, долго диктаторствовал исповедовавший суннизм Саддам Хусейн, после свержения которого в 2003 году власть перешла к шиитам, а суннитские экстремисты создали ИГИЛ.

Шиитский Иран посылает своих военных в Сирию для поддержки президента Башара Асада, а Россия, в которой суннитов в 10 раз больше, чем шиитов, помогает Асаду и шиитскому Ирану. Семьдесят пять процентов курдов – сунниты, но среди них есть шииты, езиды и христиане. В Йемене, 70% населения которого – сунниты, власть захватывают шииты-хоуситы, и суннитско-ваххабитская Саудовская Аравия бомбит хоуситов.

Представляете, что может начаться в Кыргызстане (теоретически), если в придачу ко всем его бедам еще и мусульмане разделятся на разные школы, течения, секты? Демократия демократией, но не до такой же степени, чтобы к буйствующей коррупции, деградирующей культуре и все опускающемуся образованию добавились еще религиозные разногласия. Но кому-то это надо.

Проблема в том, что даже если нет единства среди верующих и сами они не такие уж верующие – больше внешне, чем по внутреннему убеждению – сам народ энергетически не един, и власти не особенно об этом заботятся. Две революции сделали свое дело, и теперь по любым поводам начинаются протесты, призывы к отставкам и апеллирование к власти. А сама умма не может навести порядок и установить согласие?

Все эти разногласия между суннизмом и шиизмом, между мазхабами внутри течений, между другими мелкими сектами яйца выеденного не стоят, если сама вера истинна. В стране живут не только мусульмане, но и христиане, атеисты и последователи других религий, а Конституция устанавливает свободу вероисповедания. Главное – быть человеком, а настоящая религия – это совесть в человеке.

Нарын Айып

Источник - zanoza.kg

0 коммент.:

Отправить комментарий