Лента новостей
Загрузка...

Нужны ли специалисты Кыргызстану?

kg-obrazovanie-33392Сегодня в Кыргызстане получить высшее образование могут только дети состоятельных людей. А поскольку в стране более половины населения относится к категории бедных, то понятно, какой процент молодежи может претендовать на высшее образование. И главное не нужно иметь, как говорится, царя в голове, достаточно просто иметь деньги. Так, например, недавно в Институте экономики и финансов Кыргызстана выявлена настоящая коррупционная схема. Должностные лица ВУЗа использовали серые схемы с целью извлечения выгоды. В прейскуранте цен на обучение (2012-2015 годы) для студентов 3 курса магистратуры заочного отделения указана ежегодная оплата 17 тысяч сомов. Однако в контрактную документацию вносилась другая сумма — 31 тысяча сомов. Таким образом, незаконный сбор с каждого студента составлял 14 тысяч сомов. Разница незаконно собранных средств составила 665 тысяч сомов.


Но, то ли по случайности или кому-то из политиков не угодил ректор ВУЗа, его ославили на всю страну. Хотя такая же схема действует почти во всех высших учебных заведениях Кыргызстана. О ней знают и в ГКНБ, и генпрокуратуре и других правоохранительных органах. Но, увы, как говорят там, не пойман – не вор. А между тем каждый год большие суммы крутятся во время вступительных экзаменов. Через посредников деньги передаются преподавателям. Но и даже поступив, парни и девушки, вынуждены искать средства для дальнейшей учебы, ибо каждый семестр тоже влетает в копеечку.


Особенно тяжело мигрантам, которые трудятся на чужбине. Они львиную долю своего заработка тратят на то, чтобы создать будущее своим чадам. Эксперты отмечают: «Если еще четыре года назад на образование детей семьи мигрантов тратили около 10 процентов своих средств, то сегодня этот показатель вырос более чем в два раза. Мигранты сознательно вкладывают в обучение своих детей, чтобы те знали языки, получили специальность и могли найти себе в будущем достойное место на рынке труда».


А между тем в Кыргызстане ни один ВУЗ не выдерживает лицензионную норму. Сегодня из 53 ВУЗов 24 — государственные, остальные частные. Сегодня на 1 миллион населения приходится 12 ВУЗов, тогда как в Великобритании всего два. Во многих высших учебных заведениях нет докторов наук, когда согласно лицензионной норме их численность должна составлять более 30 процентов, в Кыргызстане всего 1-2 процента. Многие преподаватели со статусом профессора числятся в двух-трех ВУЗах. Ежегодно ВУЗы заканчивают около 30 тысяч человек. Из них почти 3 тысячи — юристы. Столько же экономистов. По данным же молодежной биржи труда, их потребность составляет не более 200 специалистов. Значит, большая часть не может устроиться на работу.


Так нужны ли стране подобные специалисты, особенно в таком количестве? По мнению экспертов, Кыргызстан тратит большие деньги на подготовку ненужных специалистов, а уровень профессиональной подготовки тех, кого называют дипломированными кадрами, мягко говоря, не отвечает требованиям работодателям даже внутри страны. Так свыше 90 процентов выпускников педагогических специальностей не хотят работать из-за мизерной оплаты труда. Большинство молодых людей поступают в ВУЗы только ради получения диплома. Как отмечают эксперты, вопреки всем ожиданиям так и не состоялся переход количества учреждений в качество высшего образования. До сих пор ни один из кыргызских ВУЗов не сумел попасть в серьезные мировые рейтинги университетов. Ну и добивает ВУЗ чудовищная коррупция, которая процветает во всех ВУЗах страны. Бороться с ней бесполезно до тех пор, пока молодежь идет в ВУЗы республики не за знаниями и профессиональными навыками, а за «корочками», дающие иллюзорные надежды на успешный карьерный рост.


В прошлом году даже президент страны Алмазбек Атамбаев отмечал, выступая на церемонии вручения золотых сертификатов выпускникам школ, получивших высшие баллы по итогам общереспубликанского тестирования, что, к «…сожалению, сегодня многие студенты идут получать не знания, а дипломы. С каждым годом растет число безработных с высшим образованием…». По его словам, в стране существует 53 ВУЗа, обучаются более 200 тысяч студентов, из них 30 тысяч студентов учатся на бюджетной основе. А ведь государство тратит на образование огромные средства – более 20% государственного бюджета.


Аналитики между тем отмечают, что сложившая в республике система образования, сформировала, так сказать, запрограммированную модель на интеллектуальную отсталость. Можно отметить, что при избытке трудовых ресурсов в стране испытывается дефицит технических специалистов, а те, что есть малопривлекательные в отраслях, которые по идее должны стать прорывными для Кыргызстана. Например, иностранные компании, работающие в энергетике и в горных работах по поиску и освоению разведанных месторождений, предпочитают привлекать специалистов из-за рубежа, а местным кадрам остается лишь удел разнорабочих. Да и качественный состав трудовой миграции свидетельствует, что кыргызские дипломированные специалисты в большинстве дальше должности дворника или разнорабочего на стройке продвинуться не могут.


Вот и получается, что затраты на образование идут огромные, но отдачи как не было, так и нет. А та часть молодежи, которая даже не помышляет об образовании, в конечном счете, остается не у дел. Это легкая добыча для религиозно-экстремистских организаций, криминальных структур. Только реформа в ВУЗах позволит пересмотреть подготовку кадров в том ракурсе, в котором нуждается страна. Однако, как показывает практика, ни властям, ни политикам это не нужно. Так им гораздо удобнее, чтобы их дети получали вожделенные корочки, а пристроить их к теплому месту им вообще не составит труда.


Жусупбек Шеримкулов


Источник  —  paruskg.info



Нужны ли специалисты Кыргызстану?

0 коммент.:

Отправить комментарий