В российском городе Уфа 9-10 июля намечено проведение очередного саммита БРИКС, новомодного образования, предназначенного для ликвидации гегемонии США на мировой арене. Союз Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики назван по аббревиатуре в английском написании BRICS. Однако само слово «bricks» с английского переводится «кирпичи». Итак, смогут ли пять «кирпичей», довольно крупных, положить конец гегемонии США? Или это «Лебедь, Щука и Рак» из басни Ивана Крылова?
Как всем известно, из уроков истории, все существовавшие в мире империи и государства для достижения своих целей образовывали союзы, альянсы, конфедерации и т.п. Условиями создания данных объединений были вопросы обеспечения коллективной безопасности и экономического сотрудничества, а также отсутствие каких-либо ключевых спорных вопросов между союзническими странами, каковые остаются и сегодня.
В настоящее время в современном мире существует много различных союзов регионального и международного формата, объеденных по широкому спектру вопросов сотрудничества. В этой связи хочется обратить ваше внимание на относительно молодого, но амбициозного игрока на международной арене, называемого БРИКС, которому будет посвящена статья.
Для справки: расположенные на трех континентах мира эти страны совокупно занимают 30% земной поверхности, их население составляет 42% от мирового, валовой национальный продукт достигает 18% от мирового национального продукта, им принадлежит 15% мировой торговли.
В Интернете так описывают преимущества пятерки: Бразилия богата сельскохозяйственной продукцией; Россия знатна минеральными ресурсами; Индия дешёвыми интеллектуальными ресурсами; Китай обладает мощной производственной базой; Южно-Африканская Республика имеет обширные природные ресурсы.
С такими показателями в перспективе БРИКС сможет обладать достаточным влиянием в мировой экономике, чтобы постараться не только конкурировать с Западом, но и занять лидирующую позицию, что уже по прогнозам экспертов вполне осуществимо. В этой связи следует обратить внимание на то, что данный аспект вызывает озабоченность и опасения у Запада как главного игрока и потенциального конкурента БРИКС в мире.
Предположим, что БРИКС станет угрозой для Запада. Тогда он постарается не допустить усиления влияния конкурента на мировую экономику и предпримет соответствующие превентивные меры. Пример из истории противостояние США и СССР. Кто не способен своевременно реагировать и приспосабливаться к быстро меняющейся обстановке в мире, тот проиграет и потеряет позиции.
Вместе с тем, надо учитывать то обстоятельство, что БРИКС не военизированный блок, но отдельно взятый военный потенциал каждой из стран заставляет уважать и помнить, что три из них ядерные державы.
Напомним, что на прошлом саммите БРИКС в бразильском городе Форталеза в июле 2014 г. было подписано соглашение о создании Банка развития БРИКС (аналог МВФ). Создаваемый банк станет одним из крупнейших многосторонних банков развития в мире (объявленный капитал -100 миллиардов долларов). В нем предусмотрено равное распределение долей капитала и прав управления. Штаб-квартира банка будет располагаться в г.Шанхае (Китай). Банк может позволить странам БРИКС самостоятельно формировать повестку дня в вопросах кредитования тех или иных стран.
Данный шаг БРИКС можно расценивать как сигнал для Запада, что грядет новая эпоха, свободная от американского доллара и равнодушная к западным санкциям. Если в БРИКС будет введена система оплаты товаров и услуг в национальных валютах или в другой альтернативной денежной единице, за исключением доллара США, то это приведет к тому, что американский печатный станок доллара перестанет выпускать ничем не поддерживаемую валюту и США придется срочно искать выход из финансового кризиса, который на этот раз не затронет весь мир.
Однако необходимо отметить, что связывающие торговые отношения одного из самых сильных членов БРИКС Китая с США весьма значительны, товарооборот по итогам 2013 года между странами составил около 511 миллиардов долларов. Соответственно Китаю невыгодно в ближайшие годы потерять такого торгового партнера, что может негативно повлиять на рост ВВП страны.
В отношении смены надежного торгового партнера можно отметить, что играя роль «международного полицейского» США успели насолить многим странам Азии, Африки и Южной Америки в связи, с чем они предпочтут сотрудничать с теми, кто сможет противостоять или положить конец гегемонии США, а это означает новые рынки. Также необходимо учитывать, что несмотря на существующие риски КНР в последние годы активно инвестирует проекты в Африке.
Принимая во внимание, что если все вышеуказанные вопросы внутри БРИКС решатся положительно, и он трансформируется настолько, что сможет решать мировые вопросы, только тогда может наступить конец гегемонии США и однополярному миру.
Саммит БРИКС в июле в Уфе покажет, насколько «кирпичи» могут складываться. Ведь Россия страдает от санкций ЕС и Запада, но приходится изыскивать резервы для взноса в банк БРИКС, если Москва хочет показать себя равноправным партнером. Если поделить 100 миллиардов на пятерых, то выходит по 20 миллиардов на брата. Россия говорит о двух миллиардах, да и то в течение семи лет. И где здесь равное партнерство? Жмет костюмчик?
Сергей Мишин
Из почтового адреса редакции
Источник – Союз независимых журналистов
Смогут ли «кирпичи» сломать стену гегемонии США?
0 коммент.:
Отправить комментарий