Лента новостей
Загрузка...

Кыргызстан: к чему приведут заигрывания с «Кырк чоро»?

Новость о том, что Азимжан Аскаров, которого на родине осудили за разжигание межнациональной вражды, получил премию "Защитник прав человека" в США, просто взбесила наши демократические кыргызские власти. Как заявили во внешнеполитическом ведомстве, "действия Аскарова не могут быть расценены как миротворческие", и что это решение наносит серьезный ущерб двусторонним отношениям США и Кыргызстана.

Понятно, что американцы чихали на этот ущерб, как и на миллион дипломатических нот других стран по разным поводам. Все потому, что двойные стандарты для США – норма. Этот шаг не признание Аскарова, а указание Кыргызстану на то, что недовольны его сближением с Россией.

И не надо возмущаться? Те же двойные стандарты применяются и в Кыргызстане? Почему наши власти так возмущает Аскаров, в то время как свои националисты спокойно делают свое черное дело. Яркий тому пример, нашумевший скандал с националистическими высказываниями в эфире государственного телеканала. И ничего. В местных кыргызских газетах регулярно печатаются националистические статьи и ни один автор к ответственности привлечен не был. Хорошо себя чувствует и ярый националист Эмилбек Каптагаев, который никогда не скрывал своих взглядов, но, несмотря на это, работал советником президента по межэтническим вопросам.

Постоянно напоминает о себе общественная организация "Кырк чоро". Обвинения в национализме ее сторонники отвергают, говоря: "Кырк чоро" - это не националисты. Некоторые называют нас скинхедами, шовинистами, правым сектором. Но все это лишь ложные догадки некоторых граждан. Мы совершенно не преследуем радикальных целей и задач. Наша главная идея - это сохранить культуру и традиции кыргызов, самобытность".

Напомню, что в начале украинский "Правый сектор" тоже говорил о возрождении, патриотизме, о подъеме национального самосознания и свободе украинского народа. И власть тоже до поры заигрывала с этими молодчиками. А когда поняла, что они вышли из-под контроля, было уже поздно. В итоге все обернулось разжиганием насилия, гражданской войной и распадом страны.

"Кырк чоро" позиционирует себя как своего рода полиция нравов. Цель благая, но настораживает одно: почему-то они устраивают рейды (больше похожие на разбойные налеты) в основном на заведения, принадлежащие иностранцам или представителям не титульной нации. Причем "жриц любви" там так и не находили.

Например, активисты "Кырк чоро" устроили погром в заведении "Таатан", принадлежащем китайцам, в караоке клубе "Люкс" причинив ущерб чужому имуществу, за что милиция их лишь мягко пожурила. При этом, несмотря на благие якобы цели, свои лица витязи закрывали платками, и устроили гостям и работникам настоящий допрос: кто и зачем здесь и чем занимаются.

Милиция никаких мер в отношении хулиганов не приняла, зато гостей затаскали с проверками. А "витязи" настолько обнаглели, что заявили о согласовании своих действий с милицией и прокуратурой. В самом МВД это, конечно, отрицали и сказали, что самоуправство они не поддерживают. При этом пресс-секретарь бишкекского ГУВД Олжобай Казабаев на брифинге заявил: "Подобные общественные объединения нужны обществу. Но они должны работать в рамках закона. Поэтому рейды, которые они устраивают, мы не поддерживаем. С членами движения мы не раз беседовали и вели разъяснительную работу. Но время требует, чтобы были такие активисты. Сегодня нравственность в обществе резко упала. Вот, например, проституция. С этой проблемой мы никак не можем бороться, так как закон не позволяет этого. Поэтому в какой-то степени "Кырк чоро" помогает нам в борьбе с различными нарушениями закона и нравственности в стране".

Очень интересная позиция: милиции, мол, закон бороться с проституцией не позволяет, так что, хорошо, что с этим борется "Кырк чоро", не скованная рамками закона. А то, что перегибают палку - это издержки, мы с ними работаем.

Кто-то может согласиться с тем, что нравственность в обществе резко упала. Но что-то сомневаюсь я, что эти господа из "Кырк чоро" такие уж целомудренные. Главная их цель - вовсе не нравственность, а банальный рэкет. Когда молодчики, посещали Токмакский нефтеперерабатывающий завод и кирпичный завод в Аламединском районе они искали там не жриц любви, а чем поживиться.

Вовсе не о нравственности заботятся эти люди. Им нужны деньги и власть, и культивируют они превосходство кыргызов, их привилегированное положение в обществе. Сами-то они не прочь иметь двух, а то и четырех жен, и в своем меморандуме, подписанном совместно с другой ультранационалистической партией "Асаба", провозгласили такие "программные тезисы": "Иностранцы должны жить только в гостиницах; квартиры сдавать в аренду только семейным; если в гостинице дорого, они должны снимать комнату в общежитии; присмотр за иностранными гражданами; кыргызам нужно разрешить многоженство; все торговцы-уйгуры на "Мадине" должны быть заменены на кыргызов". Это уже на грани фашизма.

Но удивляться нечему. Появление "Кырк чоро" и им подобных - вполне закономерно. Увы, продекларировав равенство прав в Конституции, власть ничего не сделала для достижения межнационального согласия в стране. Хотя на территории современного Кыргызстана исторически проживало множество народов, ведь ранее эти земли принадлежали разным государствам и их население было неоднородно. В результате так называемого национально-территориального размежевания кыргызский народ получил дом - Кыргызстан. Но этот дом не только для кыргыза, но и для уйгура, для таджика, для узбека родившихся здесь, предки которых еще во времена Кокандского ханства жили в Оше, для русского или татарина, родившихся на этой земле и отдавших во имя ее блага свои силы и здоровье. Об этом стали забывать. Называя страну Кыргызской Республикой многие во власти решили, что раз она так называется, значит, кыргыз в ней хозяин. Вместо развития кыргызского языка, активно вытесняются другие языки. Может, потому что это просто более легкий путь. Но это путь в никуда.

Практически в любом межэтническом конфликте милиция берет сторону кыргызов, не разбирая, кто прав, кто виноват. А безответственные журналисты то и дело пишут о том, как соседи пытаются отобрать у нас земли. Политики и общественные деятели, разыгрывая национальную карту, пробиваются в парламент и делают капитал. А потом мы получаем межнациональные конфликты, из которых власть, похоже, не хочет делать правильных выводов.

Конечно, грань между защитой прав и сепаратизмом порой очень тонкая. И я не буду утверждать, пересек ли ее Азимжан Аскаров. Я не знаю, заслужил ли он премию или тюремный срок. Знаю одно: он не мог не появиться при таком отношении наших властей к межнациональным отношениям. И если ничего не изменится, то повторения событий, подобных ошским, сложно будет избежать.

Рейды "Кырк чоро" и им подобных могут привести к тому, что иностранцы будут попросту уезжать из Кыргызстана, а вместе с ними будут уходить инвестиции. Может кому-то из "Кырк чоро" кажется, что это и к лучшему - сами справимся. Но нет, не справятся. Ведь после распада Союза в нашем распоряжении остались множество предприятий. Где они сейчас? Не справится нам без технологий, без сырья, без рынков сбыта, без оборудования, без дорог и электростанций, которые сами построить не можем.

А вот без "Кырк чоро" вполне можно обойтись. Надевая белый колпак, рэкетиры позорят и оскверняют священный для каждого кыргыза головной убор. Беда в том, что власти уже открыли ящик пандоры. Кому-то очень выгодно вести эту игру в национализм, приносящую политические очки. Через нечто подобное уже прошла Украина, которая в итоге расколота надвое, идет гражданская война, экономика в упадке, а возрождение нации и свобода так и остались иллюзией. Но эта история, похоже, ничему наши кыргызские власти не научила.

Исхак Бапанов

Источник - ЦентрАзия

0 коммент.:

Отправить комментарий