Лента новостей
Загрузка...

Туркмения. Одни бегут, другие готовятся к худшему

Настроения в обществе порой лучше всяких слов дают представление о том, чем живет общество, какие радости и заботы находятся в фокусе всеобщего внимания. Тревога, неопределенность и ожидание приближения чего-то нехорошего - сегодня главные "симптомы", отражающие состояние нынешнего туркменского общества. Если же попытаться выделить, что-то главное, то, наверное, "катализатором" всеобщего беспокойства являются тревожные вести с афгано-туркменской границы.

О ситуации на границе власти предпочитают вообще ничего не говорить населению. Однако спешный призыв в армию нескольких тысяч резервистов не может пройти не замеченным, так что "сарафанное радио" с лихвой компенсирует молчание властей. Эти сообщения с мест, что называется, одно тревожней другого, и не дай Бог, на границе начнется настоящая заварушка, то паники среди гражданского населения, вынужденного пользоваться лишь слухами, по всей видимости, не избежать.

Как обычно, на возможные судьбоносные перемены в первую очередь реагирует русскоязычное население, которое свое отношение демонстрирует "ногами". То есть, люди попросту бегут из страны. Очередная волна миграции представителей не титульных наций пока лишь набирает обороты и этот процесс уже отразился на рынке жилья, где цены резко пошли вниз. В столице средняя цена двухкомнатной квартиры на первом этаже с "евроремонтом" упала со $120 тысяч до $75 тысяч. Стоимость трехкомнатной упала со $150 тысяч до $110 тысяч.

Правда, тут стоит напомнить об еще одном специфическом факторе, побуждающем русскоязычное население в спешном порядке покидать страну. В мае истек срок действия соглашения о двойном гражданстве между Туркменией и Россией, в соответствие с которым люди, проживавшие в республике, могли получать и российское гражданство. Еще в середине 90-х Туркмения отказался от безвизовых поездок граждан между странами СНГ. Вот только получить визу в Туркмению невероятно сложно. Даже бывшие граждане республики когда-то уехавшие в другие страны, с большими трудностями получают визы, чтобы приехать на похороны родных. Двойное гражданство позволяло обходиться без виз, но это положение не устраивало туркменские власти. Сначала С.Ниязов пытался выдавить двойных граждан, и летом 2003 года заявил о прекращении в одностороннем порядке действия соглашения, вызвав панику у десятков тысяч жителей страны. Тогда многие побросав скарб, по дешевке продав свои квартиры уезжали в "никуда". Однако российским властям удалось оттянуть окончательное решение вопроса.

В то же время нынешняя власть предпочла действовать более тонко - в Конституцию страны внесли статью, по которой Туркмения не признает за своим гражданином гражданства другого государства. В итоге, русскоязычное население и многие туркмены, получившие российское гражданство, оказались перед дилеммой - либо отказаться от туркменского паспорта и уехать уже без права свободного возвращения на родину, либо отказаться от гражданства другой страны и остаться. Тут конечно вероятность вторжения талибов сыграла свою решающую роль. Поэтому здравый смысл людям подсказывает, житья и так не дадут, так лучше пока не поздно паковать чемоданы, и "делать ноги".

Бегут из страны и иностранные инвесторы. Причем больше всех не повезло туркам, которые прибрали к рукам почти всю строительную индустрию и в свое время считались чуть ли не самыми желанными иностранными инвесторами. Иностранцы столкнулись с печально известной своей изменчивостью - бизнес-средой, которая традиционна для стран с авторитарной системой правления. У первого президента С.Ниязова они ходили в любимчиках и получали многомиллиардные подряды, а действующему главе государства Г.Бермухамедову они почему-то пришлись не по душе. Он считает их жуликами и прохвостами, которые беззастенчиво наживаются на "наивных" туркменах. В результате под видом конфискации у турок начали попросту "экспроприировать" бизнес и активы. Дело дошло до того, что 20 турецких фирм вынуждены были подать совместный иск к туркменскому правительству, добиваясь компенсации ущерба в размере $1 млрд. Естественно, решение суда еще не означает, что пострадавшая сторона получит присужденные ей деньги. Туркмения никогда не торопится, когда речь заходит о выплате компенсаций инвесторам. Ашгабат лишь недавно заплатил $495 млн, присужденных аргентинской энергетической компании Bridas Corporation аж в 2001 году.

Эскалация напряжения на афгано-туркменской границе совпало с обострением социально-экономических проблем, которые годами не решались, потому что высокие цены на углеводороды позволяли их нивелировать. Теперь другие времена и, в условиях резко подешевевших энергоносителей, старые болячки дали знать о себе. Кризис - хороший повод заняться капитальным ремонтом и начать долгожданные реформы в социально-экономическом блоке. Но авторитарная система правления такое себе позволить не может. Подобные реформы губительны для нее. Ее ответом на вызовы времени является усиление репрессий и демонстрация безграничности своего адмиңистративного ресурса. Лучше всего это видно на примере Ашгабада, где по приказу властей тотальному сносу подвергаются жилые строения в городских районах и дачных поселков без предоставления гражданам равноценного жилья взамен утерянного.

Законом "О митингах и демонстрациях", вступившим в силу с 1 июля, власть откровенно дала населению понять, что не потерпит каких-либо протестных "поползновений". Но как свидетельствует опыт "цветных революций", стихийный протест по "пустяшному" поводу в мгновенья ока может перерасти в неконтролируемые акции неповиновения, которые приводят к падению режима. И как свидетельствует та же "цветная" практика о том, что диктатору пришел конец сам он узнает последним.

Аркадий Пальчик

Источник - ЦентрАзия

0 коммент.:

Отправить комментарий