Лента новостей
Загрузка...

Кыргызстан. Их трудно назвать армией

«Любая армия является зеркалом общества. Все что происходит в обществе, происходит и в армии. Коррупция, мздоимство, национализм, беспредел, захлестнувшие в ближайшее время Кыргызстан, как в зеркале отразились и в армии. Тяжело представить, но в нашей армии живут не по уставу, а по понятиям. Практически каждый командир, пользуясь служебным положением «делает деньги». Лиц не титульной национальности под разными предлогами увольняют из подразделений, по формулировке «неблагонадежный», — пишет киргизский аналитик Алмазбек Джумашев. Аналитик говорит о плачевном положении киргизской армии: о ее неготовности к боевым действиям; о поборах, которыми занимаются сотрудники особых отделов с командиров войсковых частей, за которыми они закреплены; о нехорошем воспоминании о службе в армии, твердо закрепившемся в сознании всех будущих призывников; о национализме.

«Трудно именовать армией это скопище, живущее по принципу — «война ерунда, главное маневры», — заключает Алмазбек Джумашев.

Число военнослужащих, которые «могут в случае опасности вступить в бой», в Киргизии составляет 500-600 человек — такую оценку дал представитель правительства республики Алик Мамиркалиев на заседании парламентского комитета по обороне в конце 2010 года. Поверьте, не улучшилось положение и сейчас.

Как признал президент Атамбаев, современным требованиям в Киргизии отвечает только 25-я бригада спецназа «Скорпион».

Отсутствие финансирования на протяжении многих лет, а также падение качества киргизских военных кадров уже привело к тому, что большая часть киргизской техники находится в непригодном для эксплуатации состоянии. Прежде всего, это относится к парку бронетехники — большинство киргизских танков, бронетранспортеров и БМП не на ходу.

Армия Киргизии не в состоянии купить себе вооружение. Бюджетных денег едва хватает на обмундирование и питание солдат. По словам главы оборонного ведомства, имеющаяся на балансе военная техника прослужит в лучшем случае лет пять.

Все на что могла надеяться киргизская армия в последние годы, это техническая поддержка из-за рубежа. Однако помощь от стран-партнеров ограничивалась поставками небольших партий вспомогательного оборудования и транспорта. Время от времени, впрочем, партнеры поставляли и стрелковое оружие: но его хватало только для того, чтобы вооружить отдельно взятое подразделение, а не войсковую часть.

С авиацией ситуация, еще хуже. По информации полковника запаса киргизских вооруженных сил Леонида Бондарпа в распоряжении киргизских ВВС практически не осталось ни одной боевой машины: «Ни одного образца новой техники к нам не поступало. Для того чтобы иметь боеспособную армию, способную выполнять боевые задачи в условиях современных боевых действий, необходимо, кроме того, и современное вооружение, современная техника».

На фоне этого в подразделениях Вооруженных Сил чувствуется острая нехватка кадровых офицеров. Молодежь не желает быть военными из-за низкого жалования и отсутствия перспектив на будущее. Так, сержанты ВС КР получают 10-12 тысяч сомов (163-196 долларов), младший офицерский состав — 16-18 тысяч сомов (262-295 долларов), а самые высокие зарплаты доходят до 25 тысяч сомов (около 410 долларов). Заработок войск спецназа — от 300 до 500 долларов в месяц. В результате низкий уровень обеспечения толкает многих киргизских военнослужащих на различные преступления.

Чтобы пополнить ряды ВС часто проводятся облавы, в результате чего молодых людей силой забирают в военкоматы, так сказать без повесток. В результате в киргизской армии регулярно наблюдаются массовые побеги, дезертирство, гибель солдат, суицид. Например, в августе 2012 года солдат погранзаставы Каракольского погранотряда «Эчкили- Таш» расстрелял 5 сослуживцев и скрылся с оружием. Когда при задержании он отказался сдаться, его застрелили. Кроме того, в феврале 2013 года 39 солдат-срочников, охранявших резиденцию «Ала-Арча-1″ президента страны А.Атамбаева. сбежали с места службы, не выдержав издевательств со стороны офицеров. В январе этого года погиб начальник погранзаставы Айкол» Лейлекского ПОГО, расположенного на границе с Таджикистаном, а двое пограничников были ранены, из-за вооруженного нападения одного из военнослужащих.

По данным военной прокуратуры республики за период с 2010 года по октябрь 2013 года в Кыргызстане было зарегистрировано 50 фактов смерти военнослужащих, из которых 26 случаев — суицид и 8 убийств. В 2014 году было официально зарегистрировано 13 суицидов среди солдат, причиной которых являются издевательства над новобранцами.

Согласно результатам опроса, проведенного местными ННО при поддержке ОБСЕ, из 1115 военнослужащих срочной службы 15.5% ответили, что командование воинской частью негласно поддерживает насилие, творящееся в частях.

Оставлять желать лучшего и состояние казарм, обмундирование, постельное белье, мебель, а также медицинское обслуживание. Части в запущенном состоянии, жилищные условия военнослужащих ужасны, матрасы и постельное белье осталось еще со времен Союза, во многих частях на четырех военнослужащих приходится по одной прикроватной тумбочке, военная форма низкого качества, сделана из синтетики и нередко становится причиной аллергии у военнослужащих и многие покупают или шьют новую форму за свой счет. Многие медпункты нуждаются в ремонте, нет воды, отсутствуют элементарные медикаменты и препараты. Военнослужащие контрактники жалуются на задержку жалования.

Экономическое положение Киргизии таково, что самостоятельно она не в состоянии осуществить переоснащение своих войск. Как сказал киргизский президент «в одиночку нам будет трудно…». И вот скоро «матушка Россия» обещала помочь с вертолетами, бронетанковой техникой, средствами транспорта и связи, а также стрелковым оружием. Но надолго ли хватит этой помощи, если страна сама не научится решать свои проблемы?

Семен Пискунов

Источник - Белый Парус

0 коммент.:

Отправить комментарий